Священник Константин Кравцов
Языки
огненные и языки человеческие, Вавилонская башня и Пятидесятница,
соединяющая разобщенных… Раздробленность чуждых друг другу индивидуумов
и противостояние народов, государств и – единство, которое мы видим в
иконе Святой Троицы Андрея Рублева, поистине показавшего Бога. Вопреки
распространенному представлению о Нем как об одиноком «Старце, ветхом
деньми». Когда, например, Георгий Иванов, представляя уничтожение все
живого в ядерной войне, пишет «и тот, кто мог помочь и не помог в
предвечном одиночестве останется», он пишет о фантоме, в чье
существование одни верят, другие нет, и те, что не верят, пожалуй,
ближе к истине. «Из двух людей, не познав
...
Читать дальше »
|
Авторский текстКукол, которые мне дарили, родители
выбрасывали в окно на радость соседским детям. Так они хотели воспитать
во мне творческую личность. Вместо кукол мне предлагались альбомы раннего кватроченто – так закладывалось моё первое представление о прекрасном. В доме напротив к советским праздникам вывешивали портреты членов
политбюро – это сформировало моё первое представление о безобразном.
Всё это привело к тому, что занятия искусством я предпочла реальной жизни, и делаю это до сих пор.
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Одной этой строки достаточно, чтобы понять всю красоту и особенность
христианства и в частности христианского монашества, его отличие от
монашества буддистского, например, или, ессейской общины. Что-то такое
непередаваемое на понятийном языке, который и необходим, и хорош, но
слишком ограничен, слишком убог, скуден и суконен по сравнению с языком
поэта. Но все это слишком известно, речь о другом, об этих самых отцах
и женах. Когда-то была пустыня и были пустынники. Теперь весь мир стал
пустыней, но - другой.  
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Известно, что Евангелие от Иоанна не столько хроника событий,
сколько тщательно продуманная богословская поэма. Четвертая глава, о
которой сегодня пойдет речь, также об этом. Читающаяся в православных
храмах завтра, в четвертое воскресение после Пасхи, она рассказывает о
разговоре Христа с самарянкой у колодца Иакова около самарийского
городка Сихем и развивает тему воды и Духа. Сначала – крещение
Иоанново, затем брак в Кане Галилейской, где Господь претворяет воду в
вино, потом – ночной разговор с Никодимом о рождении от воды и Духа и
вот – вырытый патриархом Иаковом колодец под весенним полуденным
солнцем.. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около
шестого часа. Шестой час – это третий час попо
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Если первые три воскресения после Пасхи посвящены воспоминаниям
пасхальных событий, то, начиная с четвертого воскресения, мы снова
возвращаемся к земной жизни Спасителя в ее изложении четвертым
евангелистом – Иоанном Богословом. Причем последовательность
евангельских чтений после по принципу контраста. На Пасху читается
пролог четвертого Евангелия, величественный гимн Боговоплощению: «В
начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Нельзя не
заметит параллель с первыми словами Библии: «в начале сотворил Бог небо
и землю». Евангелист Иоанн как бы предваряет этот стих, говоря о Втором
Лице Святой Троицы посредством Которого творится мироздание,
пространство и время: «Все через него начало быть, и б
...
Читать дальше »
|
Священник Павел Адельгейм
Сегодня Церковь чтит память учениц Христовых, которых называют «женами
мироносицами». Они позаботились о погребении Тела Господа, снятого с
креста. У каждого человека есть имя, с которым он связан
практически, мистически, и психологически. Человек не только отзывается
на имя. Над ним совершается таинство крещения. В таинстве крещения
человек обретает имя, и оно мистически неотделимо от него. Так же
каждый храм, подобно человеку, носит имя. Имя связано с храмом
практически и мистически. Храм не только называется именем. Храм
освящается "во имя". Главная святыня храма – Престол. Престол
освящается во имя Святой Троицы, Богоматери, во имена святых. Наш храм
освящен во имя святых Жен Мироносиц, учениц Христовы
...
Читать дальше »
|
Протоиерей Александр Авдюгин
«…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…»
(1Кор. 15:14)
Пасха – именно то время, когда в глазах верующих можно увидеть
сокровенную тайну – промысел Божий. Ведь в них радость искрится. Причем
искренняя. Именно та, о которой Господь говорил: «Радуйтесь!»
Во времена нынешние особые радости глубокой ночью, у населения
старше сорока (а именно этот контингент в большинстве своем храмы
заполняет) вряд ли встретишь. Спят обычно в эти часы, или с боку набок
ворочаются, очередной жизненной катаклизмой обеспокоенные.
|
Священник Андрей Кордочкин
На Пасху нам принесли пакет; сказали,
что кто-то перед смертью попросил, чтобы его содержимое передали в
русскую церковь. Как выяснилось, в пакете находятся ноты и разные
записи Р. Коцебу, который был регентом в домовой церкви св. мч. царицы
Александры. В этой церкви совершались богослужения в Мадриде после
войны, кажется, до постройк
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Завтрашнее евангельское чтение возвращает нас в вечер после распятия
и смерти Иисуса, к поспешному, в виду начинающейся субботы, погребению
Распятого. Для связности изложения я начну не с того стиха, с которого
начнется завтрашний отрывок, а чуть раньше. Тем более, что речь там
впервые пойдет о тех самых женах-мироносицах, память которых
совершается во второе воскресение после Пасхи, то есть завтра. Итак,
вслед за описанием крестной смерти Спасителя, вслед за словами
центуриона (сотника), что Этот Человек был поистине Сын Божий
евангелист Марк пишет:
Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и
Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
кот
...
Читать дальше »
|
Протоиерей Михаил Махов
Так уж случилось, что я был причастен к началу просвещения Матронушки.
Году в 1989 - 90, а может и 91 мы с одним священником (игумен Августин)
приехали к..., и он благословил нас ехать на Даниловское кладбище, найти
там могилку Матронушки и зажечь не ней лампаду, чтобы начать её
почитать. Мы были на моей служебной машине и поехали на кладбище, не
смотря на позднее время. Уже в полной темноте мы стучались в окна
сторожа, требовали его показать, где тут могила, и нашли её только по
описанию места, данному нам .... Мы сливали масло и бензин с машины для
лампадки, мы вставляли из куска шнурка моей ботинки фитиль и зажигали
лампаду. В темноте пели, какие знали, молитвы и удивлялись, зачем мы
здесь и почему все это надо д
...
Читать дальше »
|
Священник Сергий Круглов
Как-то в эти дни особо ощущается: нет смерти. Праздник везде,
все врата настежь; народищу!... гуляют, ходят туда-сюда, дети,
взрослые... Мы, которые тут, они, которые там, - вроде суетимся
радостно, но никуда не торопимся, выискиваем друг друга в толпе: О!
дорогой мой, сколько лет, сколько зим!...Как ты? - Я-то? да вот -
Христос воскресе! Как сам? - Да ты знаешь, воистину воскресе!.... Взмах кадила – и двинулись Мраморные облака, кипенные надгробия, Прошлогоднее все сожжено, чистое Постелено, лития ликующа, Врата открыты, и жизнь жительствует. Почему говорят, что нельзя есть на кладбище? Почему бы нам не сесть за стол с усо
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Христос воскресе!
Тема завтрашнего дня – негативная реакция на известие о том, что
Христос воскрес, на Благую Весть. Проще говоря, неверие. Неверие в
воскресение. Из Евангелия мы видим, что не только Фома,
но и другие ученики не поверили женам мироносицам, восприняли их слова
как бред (согласно синодальному переводу, как «пустые слова»). И это
понятно. Представьте себя на их месте. Представьте, что на третий день
после похорон к вам в дом вбегает ваша знакомая и уверяет, что покойник
жив и она только что его видела. Галлюцинация, что же еще. Вполне
закономерная и даже пожалуй неизбежная для пылкой женщины, пошедшей за
Т
...
Читать дальше »
|
Священник Сергий Круглов
У святых отцов,
учителей и тайнозрителей Церкви, нередко высказывается мысль: Бог так
любит человека – Своё дитя – и Своё творение, что не вочеловечиться Он
не мог, не мог не стать Человеком, единым с теми, кого любит, даже в
том случае, если бы грехопадения не случилось, крестная жертва не нужна была бы и жизнь мира пошла бы совсем по-другому…
Перечитывая Евангелие, мы видим такую вещь: обращаясь к людям, Иисус
часто, помимо прочего, стыдит их, стыдит нас с вами – имеющих глаза и
не видящих, имеющих уши и не слышащих, не о
...
Читать дальше »
|
Священник Павел Адельгейм
Об авторе: " Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в
детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в
Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. Оттуда в
1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом
Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен
архиеп. Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального
собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган
Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм,
арестован, осуждён по ст. 190' (клевета на Советскую власть
...
Читать дальше »
|
Священник Павел Адельгейм
Мы
только что внесли в Алтарь плащаницу с изображением Тела Христова,
символически повторив погребение Христа, совершённое Иосифом и
Никодимом. Как они положили снятое с креста Тело в каменной пещере и
завалили огромным камнем вход, так и мы затворили царские врата.
Сегодня эти врата служат образом надгробного камня. Этот камень лежал
препятствием на пути мироносиц и они тревожились: «кто отвалит нам
камень от дверей гроба?» Подобно мироносицам, мы пришли ко гробу
Христа. Мироносицы искали мёртвое Тело. Ангелы упрекнули их: «Что ищете
Живого среди мёртвых? Он воскрес. Возвестите апостолам». Мы с
...
Читать дальше »
|
Священник Сергий Круглов Почему Иисус воскресил Лазаря?
За его высокие духовные качества, за то, что знал, что впоследствии
Лазарь станет, как гласит предание, епископом, одним из столпов
Церкви?..
Нет, всё гораздо проще – и глубиннее, по-Божьи и по-человечески…
Воскресил, не мог не забрать его у смерти и тления, потому что Лазарь был Его другом, Иисус любил его. Так свидетельству
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
…мысль Паскаля (и не только его), что крестная агония длится до
скончания мира, известна, наверно, каждому, кто интересовался этой
проблематикой. А вот что писал Ориген (и что было, кажется, напрочь
забыто, более того – общим местом, преподававшимся в семинариях, стало
чудовищное богохульство, согласно которому Сын будто бы умилостивлял
Своей жертвой бесконечно оскорбленного прародителями и разгневанного
Отца): «Он сошел на землю из сострадания к человеческому роду;
собственно, Он пережил наши страдания еще прежде, чем благоволил
принять нашу плоть, ибо если бы Он не страдал, то и не вошел бы в
круговорот человеческой жизни. Прежде Он пострадал, а потом сошел на
землю и сделался видимым.
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Возможно, еще живы те иуды, что за доносы в НКВД получали свои
серебряники в виде собственности казненных. Возможно, живы и те, кто
расстреливал и кого бросали жены из-за ничем несмываемого запаха крови
(так мне рассказывали).
Как-то раз я служил в храме новомученников в Бутово, видел эти
извилистые рвы. Не уверен, что в России когда-нибудь произойдет
декоммунизация, но раскуроченное очко Лукича у Финляндского вокзала –
оптимизирующий символ. Да что говорить, лучший перформанс
постсоветского времени. Осмеяние зла – вот окончательная победа над
ним. Крест Христов ведь тоже осмеяние зла, чье имя – «мир сей».
Христо
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
ДИНАРИЙ КЕСАРЯ
Не так давно один борец с «либерализмом» закончил свой постинг
саркастическим вопросом: не пора ли отредактировать Евангелие?
Подразумевая, что именно этим кощунственным редактированием и
занимаются «либералы». Но только ли они? И не происходило ли то или
иное редактирование – в головах – всегда, начиная с тех времен, когда
еще не было записано – во множестве редакций, из которых канонизированы
четыре – устное предание? И еще вопрос: кто больше преуспел в искажении
слов Спасителя – «либералы» или «консерваторы» (консервирующие
устоявшиеся и авторитетные в свое время интерпретации).
Слушая
или читая последних, за
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ (Матф. XXI 18-43)
Эпизод со смоковницей приведен у Марка и у Матфея с некоторыми
разночтениями: у Марка проклятое Иисусом дерево иссыхает в течение
суток, у Матфея – тотчас. Кроме того Марк, в отличие от Матфея,
приводит причину, по которой Иисус не находит среди листвы плодов: ибо
еще не время было [собирания] смокв. Чем же провинилась в таком случае
смоковница? Некоторые толкователи объясняли, что-де есть особые
смоковницы, плодоносящие ранней весной и это дерево было как раз из
них, но оказалось бесплодно, за что и подверглось проклятью. То есть
понесло заслуженную кару – грозное предупреждение от Господа каждой
нерадивой душе. Господь в таком случае предстает мстителем за
нерадивость,
...
Читать дальше »
| |