Священник Константин Кравцов
Языки
огненные и языки человеческие, Вавилонская башня и Пятидесятница,
соединяющая разобщенных… Раздробленность чуждых друг другу индивидуумов
и противостояние народов, государств и – единство, которое мы видим в
иконе Святой Троицы Андрея Рублева, поистине показавшего Бога. Вопреки
распространенному представлению о Нем как об одиноком «Старце, ветхом
деньми». Когда, например, Георгий Иванов, представляя уничтожение все
живого в ядерной войне, пишет «и тот, кто мог помочь и не помог в
предвечном одиночестве останется», он пишет о фантоме, в чье
существование одни верят, другие нет, и те, что не верят, пожалуй,
ближе к истине. «Из двух людей, не познавших на опыте Бога, тот, кто
Его отрицает, возможно, ближе к Нему. – пишет Симона Вейль. – Ложный
Бог, во всем похожий на истинного… может бесповоротно помешать прийти к
истинному Богу». И еще одна цитата: «религия в качестве источника
утешения – препятствие к истинной вере; в этом смысле атеизм будет
очищением… Из людей, чья неземная часть их самих еще не пробудилась,
правы атеисты, а верующие не правы».
Напомню,
что Христос пришел не для того, чтобы основать новую религию, но чтобы
– здесь и сейчас – ввести нас в ту реальность, которую апостол Иоанн
называет «жизнью вечной». И не о новой религии говорили апостолы,
возвещая о великих делах Божиих. Они говорили о Иисусе и о спасении,
которое слушателями воспринималось не как набившая оскомину фигура
речи, не как абстракция, а вполне конкретно: как избавление от зла во
всех его видах и не за гробом, а сегодня, сейчас. Как осуществление
предсказанного пророками. Как «конец мира», но не как существующего
пространства-времени, а как мира лжи. Как освобождение – отныне и
навсегда. Но не всех: иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого
вина. Это и в самом деле было вино, слаще которого нет – вино свободы,
от которой человек, не знающий ее вкуса, бежит. Подлинной свободы,
которой он предпочитает свободу мнимую (внешнюю).
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им:
мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно,
и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий
час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние
дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут
пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть
видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих
и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь
и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде
нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто
призовет имя Господне, спасется. Обратим внимание: Петр говорит о
происходящем теми же метафорами, какие традиционно употребляются при
описании «конца света», но вместо вселенского разрушения происходит
прямо противоположное: здесь, у всех на глазах, рождается новый мир,
созидаемый сошедшим в огненных языках Духом, посланным Иисусом Христом,
воскрешение Которого и есть то великое дело Божие, о котором говорят на
разных языках апостолы. Петр продолжает: Мужи Израильские! выслушайте
слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога
силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди
вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению
Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но
Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было
удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа
всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого
возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя
упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь
святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты
исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
Петр цитирует псалмы Давида, которые знал каждый иудей и насколько
это ярче, убедительней, животворней скучных умопостроений кабинетных
богословов и произносимых с амвонов банальностей! Языком миссионера
должен быть живой и яркий художественный язык, но прежде всего
миссионер должен быть опьянен Духом, должен быть Петром, стоящим в
утреннем Иерусалиме. Мужи братия! – продолжает Петр, противопоставляя
Давида, самого прославленного царя Израиля, царя и пророка, в котором
видели прообраз ожидаемого Мессии Иисусу Назорею, галилейскому плотнику
– Мужи братья! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце
Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи
же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его
воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде
сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть
Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование
Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не
восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи
одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак
твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего
Иисуса, Которого вы распяли.
Каждый шаг Иисуса, каждая Его речь была «скандалом» и последним,
самым возмутительным, самым немыслимым «скандалом» была Его смерть. И
вот новый «скандал», который устраивает тот, кто без малого два месяца
назад трясся от страха и холода во дворе первосвященника, отрицался с
клятвою, что не знает этого Человека, получавшего в тот момент плевки и
пощечины. Есть ли у науки – скажем, психологии – объяснение для такого
невероятного изменения? Петра слушают, как слушали Иисуса – не все, но
большинство, про которое Лука пишет, что они умилились сердцем и
сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же
сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа
для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит
обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог
наш.
Одно важное примечание: в то время было распространено мнение, что
Дух Святой отошел от Израиля, что подтверждалось отсутствием пророков.
И вот Петр обещает Его каждому, кто крестится (омоется) во имя Иисуса
Христа! А дальше Лука называет число крестившихся, замечая, что слова
Петра были приняты с радостью: охотно принявшие слово его крестились, и
присоединилось в тот день душ около трех тысяч. «Охотно» означает не
рассудочное согласие с некой истиной, под которой с некоторых пор
понимается вера, а сердечный отклик, желание и решимость сделать
конкретный шаг, меняющий жизнь. Сравним: многие ли идут креститься с
той же «охотой» сейчас? И вот еще одно очень существенное различие:
Лука пишет, что крестившиеся постоянно пребывали в учении Апостолов, в
общении и преломлении хлеба и в молитвах. Иными словами, крестившиеся
становились одной семьей. Все же верующие были вместе и имели всё
общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем,
смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и,
преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно
прилагал спасаемых к Церкви.
Церковь – это семья. В действительности же мы видим зачастую и здесь
ту же отчужденность, что и в мире, строящем, не переставая, свои
вавилонские башни. Но Господь явил Себя людям – в жизни и в смерти на
кресте – для того, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Воедино
по образу Святой Троицы, единственным аналогом которой в нашем мире
является та же семья: благословенное еще в саду Эдемском единство
жизней мужа и жены, дающее начало новой жизни. Только через образ семьи
можем мы приблизиться к пониманию Святой Троицы. Три и вместе с тем –
одно. Триединство любви при котором каждое Лицо будучи самой любовью
отдает Себя целиком и полностью Другому Лицу. И Церковь только тогда
Церковь когда являет аналогичное этому единство своих членов в веселии
и простоте сердца. В простоте – то есть не раздвоенности, называемой в
Писании лукавством. В весели – потому что, как заметил о. Александр
Шмеман, нельзя знать, что Бог есть и не радоваться. Эту переполняющую
общину Христа радость, а точнее – экстаз, опьянение божественной
свободой, воспламеняющее тысячи, делающее из трусливого рыбака
бесстрашного проповедника, из горстки туповатых провинциалов –
апостолов, и являет нам день Святой Троицы, день рождения Церкви.
Кто жаждет, иди ко Мне и пей. – прозвучат завтра в каждом храме
слова Христа из Евангелия от Иоанна, – Кто верует в Меня, у того, как
сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о
Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них
Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Прославление
Христа – это не раз подчеркивает Иоанн – совершилось в Его предельном
унижении на Кресте, который и показал, что значит для Бога – любить.
Что значит быть Святой Троицей:…
o-k-kravtsov.livejournal.com |