Священник Константин Кравцов
 Если первые три воскресения после Пасхи посвящены воспоминаниям
пасхальных событий, то, начиная с четвертого воскресения, мы снова
возвращаемся к земной жизни Спасителя в ее изложении четвертым
евангелистом – Иоанном Богословом. Причем последовательность
евангельских чтений после по принципу контраста. На Пасху читается
пролог четвертого Евангелия, величественный гимн Боговоплощению: «В
начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Нельзя не
заметит параллель с первыми словами Библии: «в начале сотворил Бог небо
и землю». Евангелист Иоанн как бы предваряет этот стих, говоря о Втором
Лице Святой Троицы посредством Которого творится мироздание,
пространство и время: «Все через него начало быть, и без Него ничто не
начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его». Дальше апостол
рассказывает об этом воплощенном свете – Богочеловеке Иисусе Христе –
«Свете истинном, Который просвещает всякого человека, приходящего в
мир», о Его земной жизни, ставя акцент на Его предвечном существовании
и на подлинности Его человеческой природы, представлявшейся мнимой
отрицавшим онтологическую ценность материи и плоти гностикам рубежа
I-II века, когда писалось четвертое Евангелие.
Контраст, о котором я упомянул – контраст между верой и неверием.
Или маловерием. Второе воскресение Пасхи, так называемая Антипасха, то
есть Воскресение стоящее напротив Светлого Христова Воскресения, Пасхи,
– Неделя о Фоме. Фома
не верит в Воскресение, не верит в то, что Воскресший – не
галлюцинация, не призрак и требует доказательств. Иисус предоставляет
ему возможность убедиться самому в том, что Его, Иисуса, воскресшее
тело – не обман зрения и чувств. Через неделю мы снова возвращаемся в
сад Иосифа Аримафейского вместе с женами-мироносицами, чтобы еще раз
пережить радость пасхальной встречи с Победителем смерти, радость
торжества нашей веры. А завтра речь снова заходит о человеческой немощи
– о расслабленном, или, говоря сегодняшним языком, паралитике, которого
исцеляет Иисус. Вера – сомнение, радость – боль. Паралитик, о котором
говорит евангелист Иоанн, и реальный человек и символ человеческой
связанности, в данном случае – болезнью. Но есть и паралич духа,
зачастую не очевидный, есть не только внешняя, но и внутренняя
расслабленность и беспомощность.
Обратимся
к отрывку, давшему название завтрашнему дню. Иоанн пишет: Был праздник
Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих
[ворот] купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было
пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых,
хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по
временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее]
по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим
болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время,
говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи;
но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда
возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас
выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе
брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми
постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал
тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо
Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в
храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не
случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что
исцеливший его есть Иисус.
Если три первых Евангелия представляют собой запись устного предания
христианских общин и последовательно описывают жизнь Спасителя, Его
Страсти и, наконец, встречи с Воскресшим, то четвертое Евангелие не
столько хроника, сколько богословская поэма и, как поэма, написана
насквозь символическим языком. Например, в этой купальне у Овечьих
ворот, в крытых ходах при которой лежит великое множество больных,
слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень
по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в
нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим
болезнью, можно видеть просто купальню, а можно – образ всего
страждущего человечества, ожидающего небесного вмешательства. Кто такой
Ангел Господень? Это – вестник, почтовый курьер между видимым и
невидимым миром, землей и небом, говоря библейским языком. Он
изображается крылатым юношей в белом дьяконском стихаре, но это
изображение – условность и тоже – символ. Неземной (хотя вместе с тем и
земной) красоты, силы и – скорости, легкости преодоления пространства,
в данном случае – духовного.
Для человека традиционной культуры реальность всегда символична: за
видимым планом стоит невидимый и первое мыслится как наглядное
воспроизведение второго. Можно сказать «бурлит вода», а можно – «Ангел
возмущает воду». Любопытно, что между страждущими при этом существует
соревнование: кто первый. Исцеленным счастливчиком оказывается тот, кто
расторопней других. И так обстоит дело, как мы знаем, не только с
больными, слепыми, хромыми, иссохшими, ожидающими движения воды, но и
со здоровыми. Хотя – кто из нас, смертных, здоров? Можно ли назвать
здоровьем постепенное умирание или, говоря на библейском языке, тлен?
Если же исходить из того, что цель жизни – не только эта жизнь, но
жизнь вечная, победа над духовной смертью, то болезнь, страдание в иных
случаях могут быть и спасительны. Как средство очищения от иллюзий, с
которых и начинается отпадение от высшей Реальности, влекущее за собой
тление и смерть, которые предшествуют греху, ошибке в выборе, будучи
его необходимым условием.
Итак, инвалиды, ждущие чуда, состязаются в ловкости. Пальма
первенства победителю – выздоровление. Иисус подходит к самому
«неуспешному» из них, не успевающему во время войти в забурлившую
купель вот уже тридцать восемь лет и задает риторический вопрос, хочет
ли тот быть здоров. Но, может, это вопрос не такой уж риторический, как
кажется на первый взгляд? Говорят, хотеть – значит мочь; если не можешь
– значит недостаточно хочешь. Вера с горчичное зерно передвигает горы,
но вера – ни что иное как желание. Желание встречи с Богом и
уверенность в неизбежности этой встречи. Эта уверенность – отсутствие
сомнения – залог этой встречи, происходящей в свое время как ответ на
человеческий призыв, инициируемый Тем, Кого ты ждешь. Однако в этом
случае мы видим, что паралитик нуждается в помощнике: встреча с Ангелом
возможна для него только в том случае, если сначала он встретит
человека: больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека,
который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я
прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Можно ли прийти к Богу и значит к своему подлинному «я» без
человеческой помощи? Например, кто-то открывает Евангелие, читает и
идет креститься – можно ли в этом случае сказать, что не было
посредника в человеческом лице? Ведь Евангелие написано человеческой
рукой и для того, чтобы оно оказалось на твоем столе, потребовался
общий труд многих людей. Я уже не говорю о тех случаях, когда человек
делается верующим встретив кого-то, в ком он увидел присутствие Христа.
Возможно, конечно, и непосредственное вмешательство Божье, некое
откровение свыше, но и в этом случае не обходится без человека – тебя
самого, твоего человеческого сознания и сверхсознания. Главное же для
евангелиста Иоанна то, что таким Человеком, ожидаемым тридцать восемь
лет паралитиком, а в его лице – всеми людьми, становится Сам Бог.
Вмешательство Ангела становится излишним. Иисус говорит ему: встань,
возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою
и пошел.
Человек, который необходим для того, чтобы встать и пойти, забрав
свой тюфяк как сувенир на память о мучившей тебя неподвижности, – это
Иисус, спрашивающий каждого: хочешь ли быть здоров? Важно услышать этот
голос, этот тихий стук в твою дверь, а для этого – выкроить
минуту-другую для тишины, в которой зазвучит то, чего не расслышать в
суете дел и сумятице мыслей и чувств. Внешняя неподвижность (паралич)
может сослужить для этого добрую службу. И вот тридцать восемь лет
ожидания человека заканчиваются встречей с Богочеловеком – с
Освободителем, с Тем, Кто исцеляет в полном смысле слова. Болезнь как
средство для этого теперь исчерпала свою задачу, паралитик – встал и
пошел, но история на этом не заканчивается: совершенное Иисусом не
соответствует религиозным представлениям о должном и недолжном.
Исцелять в субботу, согласно им, можно было лишь в виду явной угрозы
для человеческой жизни в случае промедления. В противном случае – это
нарушение субботы, то есть невыполнение божественной заповеди, а значит
– безбожный поступок, религиозное преступление, караемое смертью
согласно божественным же, или считающимися таковыми, предписаниям. Но
если исцеление еще как-то можно понять и, возможно, оправдать, то
указание взять постель и нести ее, нарушая тем самым священный
субботний покой представляется совершенно неоправданным ревнителям
благочестия. Кто этот нечестивец? – интересуются они у бывшего
паралитика. Тот и рад бы сказать, да не знает: Иисус ему не
представился. Но происходит вторая встреча: Потом Иисус встретил его в
храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не
случилось с тобою чего хуже.
Эти слова можно понять так, что паралич был наказанием за грех, в
отличие, скажем, от слепоты, про которую Иисус сказал ученикам, что она
ниспослана ни как расплата за грехи самого слепого и его родителей, но
единственно для того, чтобы на этом страдальце была явлена слава Божия.
Паралич при этом не самое худшее из того, что может произойти с этим не
названном евангелистом по имени человеком. Внял ли он предупреждению
Иисуса? Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть
Иисус. Короче говоря, настучал. Видимо, из страха самому попасть под
подозрения в неуважении к святыне, что могло иметь далеко идущие
последствия. Их желания подстраховаться на всякий случай. Но все это
лишь наши предположения – Иоанн ничего не говорит о мотивах этого
поступка, не дает ему никакой оценки, просто ставит точку в этой
истории. Нет ни слова о благодарности исцеленного паралитика. О том,
что он, как исцеленный гадаринский бесноватый, выразил желание
следовать за Иисусом. Похоже, он не понял, не почувствовал, Кто перед
ним, иначе с какой стати пошел бы к иудеям с отчетом? У Иоанна есть
другой рассказ – об исцеленном Иисусом слепом, который, будучи вызван
на допрос, бесстрашно издевается над тогдашними инквизиторами, рискуя
быть отлученным от синагоги. Здесь же картина прямо противоположная:
вместо веселой дерзости – раболепное «чего изволите», говорящее о
параличе души, ума и воли.
Итак, встреча с Богом может пройти и незамеченной. «Расслабленный»
почти сорок лет ждал человека, а когда Тот пришел и, взяв на Себя
работу Ангела, поднял бедолагу на ноги, он не узнал Его, не увидел. И
не он один. Вспомним укор Иисуса Иерусалиму за то, что тот не узнал час
посещения своего. Последствия такой слепоты катастрофичны, но и сама по
себе она – катастрофа, горше которой невозможно себе представить.
Выбрав эту историю для чтения в третье после Пасхи воскресение,
Церковь, мне кажется, напоминает и об этой опасности. Каждый из нас
исцелен, поднят на ноги Иисусом, каждый спасен Его крестной жертвой, но
– как мы ответим на это, примем ли это с благодарностью, будем ли Его
друзьями и последователями или оставим все так, как будто никакой
Голгофы, никакого Воскресения не было, склоняясь не перед Христом, а,
как прежде, перед сильными мира сего вместе с исцеленным паралитиком?
Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего
хуже. – это предупреждение адресовано и каждому из нас и отнестись к
нему нужно со всей серьезностью. |