[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
21:57 Великий Четверг |
Священник Константин Кравцов Возможно, еще живы те иуды, что за доносы в НКВД получали свои
серебряники в виде собственности казненных. Возможно, живы и те, кто
расстреливал и кого бросали жены из-за ничем несмываемого запаха крови
(так мне рассказывали). Как-то раз я служил в храме новомученников в Бутово, видел эти
извилистые рвы. Не уверен, что в России когда-нибудь произойдет
декоммунизация, но раскуроченное очко Лукича у Финляндского вокзала –
оптимизирующий символ. Да что говорить, лучший перформанс
постсоветского времени. Осмеяние зла – вот окончательная победа над
ним. Крест Христов ведь тоже осмеяние зла, чье имя – «мир сей». Христос подтвердил Свою победу Воскресением, Жертва посрамила
палачей раз и навсегда, и все зло с тех пор – лишь жалкие предсмертные
судороги смерти, у которой уже вырвано жало. Евхаристия – пасхальная трапеза – предвосхищение и воспроизведение
этой победы, ее актуализация в каждом из ее действительных участников –
сотрапезников Любви, омывающей ноги всем, даже Иуде. Конечно,
Мережковский прав: не торопитесь кидать камнями в Иуду – слишком близко
стоит он ко Христу. Эта близость и сделала его дьяволом. Близкое
соседство Бога невыносимо, о чем говорит и Сам Христос в одном из
апокрифов: «кто близ Меня – тот близ огня, а кто далек от Меня – далек
от Царства». Как ни кинь – все клин. И кто не рискует – тот не увидит
Царства. Иуда – предостережение прежде всего «религиозному человеку»,
каковым, разумеется, был Иуда, да и не было в то время в традиционном
обществе нерелигиозных людей. Судя по всему, Иуда принял сторону
первосвященников и решил выполнить свой религиозный, патриотический и
гражданский долг – сдать Смутьяна органам, а органы – разберутся. Ну и
поиметь с этого за труды. Удивляет, однако, что его удовлетворила такая
смехотворная сумма – цена беглого раба. Мог бы запросить и триста
динариев – стоимость безумно вылитого на голову Спасителя мира. Триста
динариев, кстати, это годовая зарплата обычного человека, так что
возмущение такой расточительностью понятно. Тем более, если ты –
казначей и экономность – твое профзаболевание. «Что делаешь – делай скорее». А что еще можно было сказать? Иуда
«сделал свой выбор», обнаглел до того, что спрашивает «не я ли,
Равви?», уже, видимо, зная, что предаст – поцелуем. Единственный иудей
среди галилеян, белая ворона, возможно, он единственный, кто понял
слова Христа о Своей смерти буквально. И сделал выводы: это – не
Мессия. И если Ему все равно умирать, то почему бы не поиметь с этого?
Очень практичный человек. Настоящий бизнесмен. Большевики, кстати,
поставили ему в 18-м (?) году памятник в Свияжске. При открытии
присутствовал датский писатель Галлинг Келлер, написавший по этому
поводу: «Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер
был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин – слишком
легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как
вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым
кулаком к небу».
Гефсимания, арест, суд, пощечины, подзатыльники, плевки и хохот. Не
знаю, как на вас, а на меня в свое время произвел впечатление фильм
Гибсона, хотя я и совершенно согласен с женой, что снят он в эстетике
Али-Бабы и сорока разбойников и с теми критиками, что называли его
садистским. И тем не менее… В свое время я написал по этому поводу один
текст, который, мне кажется, есть смысл вывесить здесь. Вот он: ЛУНА МЭЛА ГИБСОНА Фильм о Пасхе Распятья снимался зимой: Луна над усадьбой Гат-Шеманим Белела над окрестностями Матеры; Не в зелень иерусалимской весны Одета была Гефсимания, но вопрошала, Как Иова Иегова: Входил ли ты в хранилища снега И видел ли сокровищницы града? Кто проводит протоки для излияния воды И путь для громоносной молнии, чтобы Шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, Где нет человека? И луна над югом Италии Белела как жертвенный камень в Вефиле – Благословен ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, – Мыслил в сердце своем Каиафа (Маттиа Сбраджа), Благословен за плод лозы виноградной И за хлеб, изведенный тобой из земли, За горькие травы и эту луну, Под которой, что было, то и теперь есть, И что будет, то уже было, И Ты воззовешь прошедшее, Истребив – да погибнет имя его! – Сбивающего с пути Израиля! – Тридцать, Иуда. На этом сошлись мы: Мы (судный нагрудник, двенадцать камней) И ты (жест в сторону экс-казначея – Луки Льонелло) – Не Сам ли Ты, Господи, разве не Сам, – Вопрошает ушедший в ночь пламя пасхальных жаровен, – Не Сам ли Ты, Господи, заповедал нам чрез Моисея Не жалеть и не прикрывать отвращающего от Тебя Народ Твой? И что вы все смотрите так, Будто все вы здесь первосвященники? Пальма осанны на каждом из шекелей, Надпись и храм, который бесчестят! И луна над зимней Италией Белела как чаша Грааля над Гротом агонии, Ветка маслины в саду на переднем плане Тянулась колючей проволокой, звезды, – Стражи святыни, небесное воинство, – Звезды спадали с небес, расхаживали по саду: Желтые космы пламени, рубящие синеву – Синеву Караваджо в скандальной ленте Голливудского австралийца
|
|
Всего комментариев: 0 | |