…мысль Паскаля (и не только его), что крестная агония длится до
скончания мира, известна, наверно, каждому, кто интересовался этой
проблематикой. А вот что писал Ориген (и что было, кажется, напрочь
забыто, более того – общим местом, преподававшимся в семинариях, стало
чудовищное богохульство, согласно которому Сын будто бы умилостивлял
Своей жертвой бесконечно оскорбленного прародителями и разгневанного
Отца): «Он сошел на землю из сострадания к человеческому роду;
собственно, Он пережил наши страдания еще прежде, чем благоволил
принять нашу плоть, ибо если бы Он не страдал, то и не вошел бы в
круговорот человеческой жизни. Прежде Он пострадал, а потом сошел на
землю и сделался видимым.
Что же это были за страдания, которыми Он страдал ради нас? Это были
страдания (страсти, pathos) любви. И разве не очевидно, что Сам Отец,
Бог Вседержитель, Который «долготерпелив и весьма сострадателен» (Пс.
102, 8) также страдает? Или ты не знаешь, что, снисходя до провиденции,
Он уже разделяет человеческие страдания? «Их носил по беззакониям твоим
Господь, Бог твой, как человек носит сына твоего» (ср. Втор. 1,31).
Итак,
Бог переносит наши беззакония, подобно тому как Сын Божий принимает на
Себя нашу боль. Сам Отец не лишен сочувствия. Если кто взывает к Нему,
к тому Он чувствует жалость и сострадание; Он претерпевает нечто
исходящее от любви и [ее посредством] вселяется в тех, в коих Он, по
величию Своей природы, находиться не может». Для Оригена, пишет
комментируя эти строки Ханс Урс фон Бальтазар, «все сводится к тому,
что страдания Христа, как и всё, принадлежащее Его человеческой жизни,
суть истинное Слово Бога: манифестация и выражение живой струящейся
любви, которая – совершенно независимо от «повода», т.е. человеческого
греха, ею на себя призываемого, – не может во всем творении найти
лучшего языка для передачи самое себя, чем страсти (курсив мой). И
дальше: «Слово Божие, Которое, будучи плотью и кровью, отдало Себя на
заклание и было предано казни на Кресте, продолжает оставаться жертвой
и в качестве собственно слова; насколько близки между собой ручьи и
потоки прощальных речей – и кровь, истекающая до последней капли;
насколько сильно колкие враждебные речи фарисеев (как в Его время, так
и в наше) напоминают последний укол копьем; сколь многое в мысли
христиан, в особенности – плотски настроенных теологов, напоминает, как
Слово было заковано и взято под стражу, как Его влекли силой на суд
человеческого разума, как дали предательский поцелуй, как променяли на
Варраву» (выделено мной).