Священник Константин Кравцов
1. ПРИГЛАШЕНИЕ В ОГОНЬ
Обычно Великий Пост воспринимается лишь в своем негативном
аспекте, лишь как отказ от привычных "радостей жизни": строго вегетарианская
диета, отказ от супружеской жизни, развлечений и зрелищ. "Великий Пост. Воротца
театра// забиты ржавчиною острой", — вздохнула одна современная поэтесса,
представив то время, когда "во дни печальные Великого поста" в России повсюду
закрывались театры, с прилавков исчезало мясо, а города и веси оглашались особым
великопостным звоном. Да, пост — это самоограничение, но прежде всего
"печальные дни" семи недель перед Пасхой — это праздник. Праздник ожидания
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Ангел-хранитель больниц и гимназий, вот твои ветреные хризантемы: залиты
солнцем губернских оказий, рельсы по воздуху тянутся, где мы кто это
«мы»? неуместные сидни, прах на спирту, отморозки и лохи: спим на ступенях
и лествицы сини, рельсы струятся и радуют крохи Трапезы светлой, весны
Твоей звенья, Город в посмертных промоинах зренья *** Ровно неделя отделяет сегодняшнюю субботу от другой, называющейся в
церковном календаре Святой и Великой – днем, когда черные облачения
меняют на белые, когда торжество смерти постепенно истощает свою силу и
мало помалу вытесняется все прибывающим исподволь светом. Светом,
торжество которого предвосхищает сегодняшний день, предше
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
Начну со стихотворения Рильке, переведенного Владимиром Летучим:
Как давно она от ласк остыла И одна за Иордан ушла и, отъединенна, как могила, сердце выпить вечности дала,
от всего, что тлен и суета, отреклась, величьем поражая, – и теперь, как нагота людская и как кость слоновая желта,
растянулась на сухой костери. лев рычал вблизи, гонимый гладом, и позвал старик на помощь зверя, чтобы схоронить ее скорей
посреди пустыни и корней. Старый лев сидел с могилой рядом, камень, точно герб, держа над ней.
|
Священник Павел Адельгейм
«Всем нам подобает явиться перед судилищем Христовым»- пишет апостол
Павел. Каждый даст ответ за прожитую жизнь. Каждый предстанет перед
судом, завершив свою земную судьбу. И в конце человеческой истории
состоится последний суд, решающий участь каждого человека. Потому за каждым богослужением просим мы «мирной христианской кончины и доброго ответа на страшном суде Христовом». Сможем
ли мы дать Богу добрый ответ? Молиться ленимся, каяться не умеем.
Уподобиться в терпении и прощении святым мученикам и преподобным не
хотим. Предание повествует о трудном пути к Царству Божиему. Кровь, пот
и слёзы орошали их путь. Мученики радовались, принимая смерть за
Христа. Преподобные «подвизались до к
...
Читать дальше »
|
Что главное в посте? Как определить лично
для себя меру поста? Почему нам так трудно подойти к посту творчески?
Об этом мы беседуем с протоиереем Александром Авдюгиным, настоятелем
двух храмов - Свято-Духова в селе Ребриково и храма-часовни св. прав.
Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области, главным редактором
православного портала svetilen.ru
- Отец Александр, скажите пожалуйста, что главное в посте?
- В пост главное соединить в себе «я» внутреннее и «я» внешнее.
- Как это можно почувствовать?
- Симфонию внешнего и внутреннего? Когда достигаешь этой симфонии в
душе, то все окружающие кажутся нормальными людьми. А ко
...
Читать дальше »
|
Священни Контантин Кравцов
«И,
подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет
душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня
и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст
чело-век за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем
прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда
приидет в славе
...
Читать дальше »
|
Священник Сергий Круглов
Начало Великого поста у нас на приходе из года в год – всегда одинаковое.
Говорю
не об одинаковости Богослужений или меню питания постящихся, – о
другом: с первых же дней поста на прихожан и священников наваливается
то, что в церковной среде называется «искушениями»:
какие-то неприятности, скорби, маленькие и побольше, обострения
конфликтов и болезней (одна прихожанка что ни пост, то неизменно – ну
вот так получается – падает и ломает то руку, то ногу, но не унывает и
относится к этому стоически и даже не без юмора), житейские неудачи и
самые нелепые несообразности… У иных вылезают
...
Читать дальше »
|
Священник Павел Адельгейм
Отворились двери покаяния, и мы входим в святые дни Великого поста. С
первого дня поста мы слышим слова Великого канона, замечательного
произведения церковной поэзии. Душа моя, душа моя, Восстань, что спишь? Конец приближается И можешь смутиться. Воспрянь, теперь и Пощадит тебя Христос Бог,везде пребывающий и всё наполняющий. Кто же это так заботливо и трогательно будит свою душу? Может нераскаянный грешник? Увы!
Нераскаянные грешники крепко спят своим греховны сном. Так тревожно и
заботливо будит душу свою, действительно, кающийся грешник - великий
подвижник Божий преп. Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души
свои умилительной его молитвой?
...
Читать дальше »
|
Священник Сергий Круглов
Вот и масленица рыжим блином к концу катится, вот и Прощеное воскресенье … Раскрыл
том писем Сергея Фуделя: «Бог скрывает (прячет) себя от человека в
другом человеке. Тот, кто ищет Его, должен искать Его в другом
человеке, в делании для другого. Тут тайна непостижимая, тут
приоткрытие тайны Любви». И не только Бог скрывается в другом…. Я
сам – тоже скрыт в другом, в ближнем. Бедный Сартр, говоря : «Другой –
это ад», не таил ли внутри себя, как знать, ощущение: ад внутри другого
– это МОЙ ад, мне тошно с другим, потому что тошно с самим собой?.. И
ад, и рай. Всё наше – скрыто в ближнем… Как совершенно верно заметил
однажды наш коллега, священник и
...
Читать дальше »
|
Священник Константин Кравцов
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш
не простит вам согрешений ваших». Итак, наша участь вечности зависит ни
от чего иного, как от умения прощать. Эти слова звучат продолжением
притчи о Страшном суде: накормили голодного, навестили больного и
сидящего в тюрьме – наследуйте уготованное вам Царство. Простили – не
лицемерно, а забыв, вменив яко небывшее причиненную вам обиду и тем
самым – спаслись. Все просто, не так ли? Но вот простит ли крестьянка
помещика, затравившего собаками ее малолетнего сына, – задает вопрос на
засыпку Иван Карамазов богобоязненному Алеше. От чего же зависит наша
способность прощать –
...
Читать дальше »
|
О. Константин Кравцов
Этот сюжет, я думаю, знают все. Все помнят картину, где отец (у
Рембрандта он слеп, как слепа любовь), обнимает припавшего к его ногам
остриженного почти наголо и не иначе в казенном доме бродягу-сына, тот
стоит на коленях в лохмотьях, в обувке с оторванными подметками, а
рядом с отцом – другой сын, старший, никогда не уходивший из дома «в
далекую страну», послушный, благополучный... Эта притча, как и
предыдущая, как и рассказ о Закхее – тоже из Евангелия от Луки.
Начинается она так: «у некоторого человека было два сына; и сказал
младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И
[отец] разделил им имение». Что стояло за этими словами для слушателей
Иисуса?
Имение отца, ко
...
Читать дальше »
|
О. Константин Кравцов
О Сретеньи Господнем, исповедании веры и «неверности любви»
Итак, соединяются начало человеческой истории после грехопадения и
ее кульминация, о которой старец Симеон говорит известными каждому
христианину словами: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по
слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты
уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу
народа Твоего Израиля. Кто такой Симеон? Евангелист Лука пишет о нем, что он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. В образе этого старца, которому, пишет Лука, было предсказано Духом Святым, что о
...
Читать дальше »
|
О. Константин Кравцов
Это воскресение имеет в церковном календаре название «Неделя о
мытаре и фарисее». Кто такие мытари уже говорилось в предыдущих
передачах. Фарисеи – прямая противоположность им. Само слово «фарисеи»
означает «отделившиеся». Отделившиеся, понятно, в качестве лучшей части
народа, строго придерживающихся Торы - Пятикнижия Моисеева – и
освященных традицией благочестивых обычаев. Отделившиеся, чтобы
спастись, соблюдая Закон и не соприкасаясь со злом. Фарисеи видели
спасение Израиля именно в строжайшем следовании Писанию и «преданию
старцев» и развивали собственное понимание смысла и применения на
практике Завета, который вскоре будет назван Ветхим. Фарисеи, таким
образом, претендовали на луч
...
Читать дальше »
|
Диакон Андрей Кураев профессор Московской Духовной Академии
Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на
14 февраля – неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец
празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал
декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки
библейского канона. И все же я боюсь, что нет документов, которые
позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии
преобразованы в День всех влюбленных, а Валентина, отдавшего за любовь
свою жизнь, причислили к лику святых» (см. Карташевская А. Навстречу
любви // Она/She. 2003, февраль, с. 40). Более определенно
можно сказать о рассказе о том, что св. Валентин
...
Читать дальше »
|
Диакон Андрей Кураев профессор Московской Духовной Академии
Уже традиционно в начале февраля обновляю свою старую статью о дне св. Валентина. На это раз добавил абзац:…Влюбленность – это уцеломудренность. Влюбленный видит лишь одну. Он скорее боготворит ее, чем раздевает взглядом. Влюбленность
(особенно первая) это еще и риск. Целый набор рисков – в диапазоне от
блуда до самоубийства. Ну и как же не молиться о наших детях, которые
попали в возраст и состояние риска? Станут ли сами влюбленные молиться
– вопрос отдельный. Но мы то должны молиться о них! «Я поля влюбленным
постелю», - пел Высоцкий. Ну а мы что сделаем для них (вновь напомню –
наших детей)? Брезгливо плюнем? Да и сама влюбленность не проти
...
Читать дальше »
|
О. Константин Кравцов
Тему сегодняшней передачи мне подсказала запись в Живом журнале отца Сергия Круглова. Он пишет: «Врач-гинеколог (женщина еще молодая, очень больна, из дома не выходит, к исповеди приступила впервые), говорит робко: – У врачей считается, поверье такое есть, что из всех специалистов - акушерам-гинекологам никогда НЕ ПРОСТИТСЯ.... Кем не простится-то? – задается вопросом священник – Министерством здравоохранения?!» И далее: «Конечно, нам так трудно бывает ПРИНЯТЬ от Бога прощение....мы ведь сами-то прощать не умеем, да и не хотим чаще всего.... А как "начать хотеть"?...вот вопрос. Не знаю...Мне думается: пока не получишь от Бога прощения - сам прощать не научишься. Пока Его любви не вкусишь - своя не п
...
Читать дальше »
|
Ирина Кравцова
Святая Блаженная Ксения Петербуржская. Нет в наши дни в России уголка, где бы имя ее не было известно. Безусловно, она одна из самых почитаемых русских святых. Так у нас любят, пожалуй, только святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского. Любят верующие и не верующие, столица и деревня-непролаз, куда днем с огнем «Скорая помощь» не проедет, только скорая помощница Матушка Ксения посетит. Своя она, родная. Хиппи и словоохотливые из бомжей подчеркнут при случае духовное свое родство с петербуржской странницей, сорокапятилетнее скитание которой,
...
Читать дальше »
| |