[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
15:59 Самарянка |
Священник Константин Кравцов Известно, что Евангелие от Иоанна не столько хроника событий, сколько тщательно продуманная богословская поэма. Четвертая глава, о которой сегодня пойдет речь, также об этом. Читающаяся в православных храмах завтра, в четвертое воскресение после Пасхи, она рассказывает о разговоре Христа с самарянкой у колодца Иакова около самарийского городка Сихем и развивает тему воды и Духа. Сначала – крещение Иоанново, затем брак в Кане Галилейской, где Господь претворяет воду в вино, потом – ночной разговор с Никодимом о рождении от воды и Духа и вот – вырытый патриархом Иаковом колодец под весенним полуденным солнцем.. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Шестой час – это третий час пополудни. Именно в этот час был распят Христос, и именно о распятии, когда тьма была по всей земле от часа шестого до часа девятого, четвертый евангелист говорит как о явлении наивысшей славы Божьей, апофеозе Его любви, спасающей мир Своей крестной жертвой. Это указание на время здесь конечно же неслучайно как и каждое слово в художественном тексте, а Евангелие от Иоанна – повторю – поэма, а не репортаж с места событий, оно написано другим языком, не тем, которым пишутся репортажи. Итак, Иисус, ожидаемый столетиями Мессия, на пути из Иерусалима в
Галилею, устав, как каждый проделавший неблизкий путь по жаре, сел
отдохнуть у колодца Иакова. Это имя вызывает в памяти домашнего юношу –
полную противоположность своему близнецу, зверолову и охотнику Исаву –
историю с хитро перехваченным у последнего первородством, небесную
лестницу с восходящими и нисходящими Ангелами и конечно же Рахиль
(«сладчайшее из слов земных! Рахиль!») – героиню первого библейского
рассказа о любви. Будет не лишним привести здесь начало истории этой
любви, сказать об этом знакомстве, также происходившем у колодца. Сразу после того как Иаков увидел во сне небесную лестницу с
Ангелами и, проснувшись в священном ужасе, поставил на том месте,
названном им Вефилем (Бет-Элем), Домом Божьим, памятный камень он
отправляется в «землю сынов востока», видит колодец на поле, пастухов у
колодца, с которыми вступает в разговор, а затем – приближающуюся
девушку «с мелким скотом отца своего». Увидев ее, пишет автор Бытия,
«подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана,
брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль. И возвысил голос свой и
заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он
сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему». Камень,
отваленный от устья колодца, и камень, отваленный от гроба, из которого
вместо смрада хлынет невидимый свет жизни вечной, в терминологии
Иоанна, воды живой, а точнее – живущей, то есть – Духа; Иаков и Иисус,
Рахиль и та, о которой сейчас пойдет речь. Иоанн пишет: Приходит
женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо
ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит
Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с
Самарянами не сообщаются. Евангелист чужд психологических описаний и
умалчивает о том, как были произнесены женщиной эти слова: насмешливо и
кокетливо, как предположил, говоря об этом эпизоде в своей «Жизни
Иисуса» Франсуа Мориак, или с простодушным изумлением – здесь мы вольны
додумывать сами. Ясно, что Иисус был одет как паломник в Иерусалим,
иначе самарянка не опознала бы в нем иудея, чье появление в Сихеме уже
было чем-то из ряда вон выходящим при застарелой вражде Севера и Юга. В
двух словах, дело было в том, что ассирийские поселенцы, с которыми
ассимилировались самаряне, понаставили здесь своих идолов, а кроме того
поп-расстрига из Иерусалима поставил жертвенник на горе Гаризим,
которая и стала для самарян местом поклонения – в противовес Храму. В
общем, «не сообщались», говоря мягко, а тут – «дай мне пить». Странный
какой-то паломник. И говорит что-то странное: если бы ты знала дар
Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и
Он дал бы тебе воду живую. Обычно вода живая – это проточная вода, в противоположность стоячей,
мертвой. Но последней и нет в жарких странах, где всякая вода живая.
Самарянка, пропустив мимо ушей про дар Божий и про то, что она не знает
с кем говорит, делает трезвое замечание: Господин! тебе и почерпнуть
нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты
больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него
пил, и дети его, и скот его? Ясно, что кто бы Он ни был, этот паломник,
Он уж никак не больше отца нашего Иакова. Иисус не спешит отвечать и
снова говорит о воде: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто
будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но
вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в
жизнь вечную. По этому поводу вспоминается один из апокрифов, где Иисус
говорит о земных наслаждениях как о морской воде, пьющий которую лишь
распаляет жажду, но здесь речь не об этом, а о естественной воде,
естественной жизни, которая должна быть восполнена, чтобы стать жизнью
вечной, другой «водой» - водой, данной Иисусом. Но все эти высокие
материи не для самарянки – ей нужна обычная вода, которая всегда под
рукой, чтобы не таскаться сюда по жаре с водоносом. Можешь дать – дай,
дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда
черпать. Когда вернутся ученики и застанут Учителя говорящим с женщиной, с
которой, во-первых, по понятиям того времени, Учителю говорить вообще
не пристало, тем более, если при этом не присутствует муж, а во-вторых
говорить совершенно бессмысленно, так что она может понять в чем-нибудь
кроме того, что не касается почерпала, они не спросят «о чем Ты
говоришь с ней» лишь из уважения к Учителю. А действительно, о чем тут
говорить? Но тот, кто высок – не высокомерен. «Наш негордый Бог» –
именовал Вседержителя Симеон Новый Богослов и конечно же только
христианину мог прийти в голову такой эпитет. Иисус не поднимается,
вздохнув и распрощавшись с недалекой бабенкой, но предпринимает
тактический маневр, как будто вспоминая предания старцев, запрещающие
говорить с женщиной в отсутствие мужа: Пойди, позови мужа твоего и
приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей:
правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и
тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. По
поводу пяти мужей кто-то из увлекающихся символическими истолкованиями
Александрийской школы полагал, что под ними нужно понимать пять богов
тех пяти народов, которые в эпоху Ассирийского завоевания были поселены
на территории Северного Израильского Царства, а под тем, который у
самарянки теперь – тоже какого-то божка, но не Ягве – подлинного мужа
израильтян. Самарянка в таком случае оказывается уже не женщиной из
плоти и крови, а Северным Израилем, аллегорией, с которой и говорит
Иисус, что, может быть, и таит в себе бездну духовного смысла, но мне
ближе взгляд на самарянку как на реальную женщину, да и Иоанн, я думаю,
писал именно о ней. Итак, в разговоре у колодца наступает перелом, от утилитарных
вопросов жительница Сихема переходит к вопросам религиозным: Господи!
вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите,
что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус
говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и
не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь,
а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и
настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и
истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и
поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Для самарянки,
впрочем, все это слишком сложно и она – возможно задумчиво, отрешенно и
глядя куда-то вдаль – произносит: Знаю, что придет Мессия, то есть
Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это
Я, Который говорю с тобою. Вот, собственно, и весь разговор. Возвращаются ученики, смотрят на
Учителя и новоявленную ученицу, ничего не понимая, предлагают Ему
поесть, слышат слова о пище, о которой они не знают, думают, что кто-то
уже принес Ему еды, выказывая, что ничем по своим умственным
способностям не отличаются от этой «женщины легкого поведения». Она и в
самом деле легка, эта ветреница, эта – в духе постмодернизма – пародия
на Рахиль в начале рассказа и – сама чистота в конце, бегущая в Сихем,
как Рахиль к отцу своему Лавану, чтобы рассказать не о Иосифе, а об
Иисусе. Водонос остается забытым у колодца Иакова скорей всего
навсегда, да и сам колодец с ветхозаветной водой теперь уже без
надобности, как и жертвенники – один на горе, другой в Храме, как и – о
ужас! – сам Храм. Иисус говорит этой простушке ни много ни мало как об
отмене привилегированного положения культовой практики со всеми ее
устоявшимися формами, будто бы гарантирующими «связь с Богом». Он,
Иисус, источник живой воды, воды жизни, воды сообщающей жизнь, которая
также – Путь и Истина, а в другом месте четвертого Евангелия – Свет,
Хлеб, сшедший с Небес. Поклонение в духе и истине с момента проповеди
Иисуса возможно, по Иоанну, только через Христа, только в Нем. Дух и
истина – присутствие Святого Духа, соприсутствующего Сыну и приводящего
к Нему. И это есть не «религиозная жизнь», а новая жизнь, она же –
жизнь вечная, начинающаяся здесь и сейчас. Это и есть Церковь (не
путать с храмом!) – поле действия Духа, не ограниченное никакими
стенами, никакими формальностями. «Дух дышит где хочет», то есть дышит
везде, во всем. Дух, который везде существует и все совершает, или,
по-славянски, везде сый и вся исполняяй. Но вернусь к самарянке с ее водоносом, а затем – с вестью, благой вестью о Спасителе. Она, носившая воду, которую, сколько не пей – возжаждешь опять, сама
стала водой живой. То же самое происходит чудесным образом не только с
человеком, но и – редко, но все же случается – с человеческим словом.
Когда, при каких условиях? «Поэзия, прости Господи, должна быть
глуповата» заметил как бы шутя Пушкин. Глуповата как евангельская
самарянка, добавил бы я. И написал такой «стишок», которым и закончу
нашу сегодняшнюю встречу: Итак, «Водонос у колодца Иакова»: Та амфора пытливой самарянки, Кувшин ли просто, но неудержимо Бежит вода, чиста после огранки, В пространстве золотом, идущем мимо.. Бежит вода, чиста после огранки, Словами девки, Господом хранима, И миро проливается из склянки, И облако белеет нестерпимо Над рынком, забытьем автостоянки, Над блокпостами Иерусалима. o-k-kravtsov.livejournal.com |
|
Всего комментариев: 0 | |