[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
21:28 Жены-мироносицы |
Священник Константин Кравцов ![]() Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. Присмотримся к этому человеку – тайному ученику, не просто члену синедриона, но и знаменитому – чем? Мудростью, благочестием? Вероятно, и тем и другим. В переводе на сегодняшний язык мы могли бы сказать, что Иосиф из Аримафеи сопоставим с пользующимся широкой поддержкой депутатом Госдумы и, как видно из следующих строк, к его достоинствам, которым он был обязан своей популярностью, может быть прибавлена еще одно, исключительно редкое: готовность пожертвовать и репутацией и даже жизнью делая то, что должно, готовность бросить вызов сильным мира сего, в том числе и синедриону, и первосвященникам, выдавшим Иисуса Пилату, а также в некотором смысле и самому Риму в лице прокуратора. Забота о погребении осужденного синедрионом как лже-мессия, а римской властью как бунтовщик могла дорого обойтись Иосифу. В глазах иудеев это выдавало его как единомышленника Иисуса, признанного виновным в богохульстве, а значит изобличала и его самого как скрытого богохульника. И коль скоро Иисус был выставлен перед Пилатом врагом Рима то точно таким же врагом и заговорщиком мог бы быть при случае выставлен и Иосиф, а стал ли бы славящийся своей зверской жестокостью и ненавистью к иудеям прокуратор вникать в суть дела – вопрос риторический. Однако поступить иначе ожидавший Царства и – в отличие от Петра! – сохранивший пусть тайную но верность Иисусу Иосиф не мог: оставить тело на кресте, не осмелиться просить Пилата отдать это тело ему, Иосифу, означало, что распятый Праведник будет брошен до захода солнца в общую яму, куда сбрасывались трупы висельников. Допустить этого Иосиф не мог. И еще один штрих к портрету этого бесстрашного праведника: прикосновение к трупу для иудея считалось осквернением, а это в частности означало, что он не мог принимать участия в пасхальных ритуалах. Ради погребения Иисуса Иосиф лишил себя Пасхи, что отличает его от религиозных лицемеров всех времен и народов, готовых обречь на смерть невинного, но не заходящих в преторию, чтобы не оскверниться.
Итак, Иосиф идет к Пилату, дожидается там возвращения посланного к месту казни центуриона, который должен засвидетельствовать смерть Иисуса, потом, возвращаясь на Голгофу через город, покупает саван и ароматные масла, которыми тот должен быть пропитан, чтобы перебить запах разлагающейся плоти. Пропитывание погребальных покрывал благовониями имело не только ритуальную, но и практическую цель. Покойники помещались на выступах в стенах склепа и понятно, с каким смрадом пришлось бы сталкиваться каждый раз, внося туда очередного умершего. Гробница, как и сад, где она располагалась, принадлежала Иосифу и следовательно была приготовлена им для себя и членов его семьи. Иисус, видимо, оказался первым из самых близких Иосифу людей, погребенных там. Через два года – срок полного разложения тела – Иосиф должен был войти туда снова, собрать кости Иисуса в специальный кувшин (оссуарий) и оставить их там навсегда в расположенной там же нише. Марк ничего не пишет об участии в этих торопливых похоронах женщин, как мы то видим на иконах и бесчисленных полотнах западноевропейских мастеров. Он упоминает двух Марий – Марию, мать Иосии и Марию Магдалину, которые смотрели, где погребали Иисуса, запоминая место, чтобы сразу после окончания субботнего покоя довершить умащение тела благовониями. И вот, сразу же после этой детали, не уделяя ни слова времени между вечером пятницы и ранним утром следующего за выходным первого будничного дня, торопясь перейти к главному, Марк сообщает: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Если бы рассказ о воскресении был вымыслом, то рассказчик сделал первыми, кто встретил Воскресшего, мужчин по той простой причине, что свидетельство женщин в древнем мире вообще не рассматривалось как свидетельство. Мало ли что померещится убитым горем Марии или Саломии в предрассветных сумерках? Впрочем, в этой сцене, которым и заканчивается, или, точнее, на которой обрывается Евангелие от Марка (древнейшие рукописи кончаются именно здесь, стихи с 9-го по 20-й принадлежат переписчикам) мы видим лишь ужаснувшего их своим видом юношу в белой одежде – Ангела, сообщающего о воскресении Иисуса. Это сообщение, поручение передать ученикам и Петру – не смотря на его отречение! – о предстоящей в Галилее встрече повергает их в шок, они бегут и никому ничего не говорят, потому что боятся. И страх этот вряд ли из тех, что известны большинству из нас. Это – «священный ужас», вслед за которым – дополнения переписчиков.
Почему так? Ведь для Бога нет ничего невозможного и это значит, что и воплотиться Он мог каким-то иным путем, не говоря уже о том, чтобы явиться воскресшим, ну, если не Петру, то Иоанну, следовавшему за Ним, стоявшему у Креста. Но Он предпочел Марию Магдалину и ее подруг, побежавших чуть свет отдать последнюю дань любви преданному мучительной и позорной казни Учителю, пока перепуганные мужчины, раздавленные депрессией, сидели взаперти и рефлексировали. И в этом – не только непостижимое смирение Бога, но и – Его улыбка….
|
|
Всего комментариев: 0 | |