Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 21:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS     (translate.google.com)

Друзья сайта

Собор.by

Слуцкая епархия

Православные сайты

wwjd.ru: Христианская поисковая система. молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь  Союз православных граждан Казахстана

Поиск

Поиск

Поиск в православном интернете: 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Форма входа

Икона дня

Сегодня

Наш опрос

Сколько Вам лет?
Всего ответов: 458

Православное ТВ

Новое видео

00:03:56

Документальный фильм "С нами Бог"

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:40

Наследие колокольного звона Белоруссии

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:36

Мульткалендарь. 9 февраля

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:52

Мульткалендарь. 11 мая

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:15

Мульткалендарь. 5 июня

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:02:58

Митрополит Павел в Солигорске

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:04:03

"Holy Doctor" by Kseniya Simonova - "Святой Врач"- фильм Ксении Симоновой (2013)

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:25

Колокольный звон над Солигорском

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:15:35

30 июля. Святая великомученица Марина

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:11

Блаженная Валентина - народом нареченная святой

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

ФОМА

Блоги

Главная » 2011 » Апрель » 18 » Великий Вторник
22:21
Великий Вторник
Священник Константин Кравцов

ДИНАРИЙ КЕСАРЯ 

Не так давно один борец с «либерализмом» закончил свой постинг саркастическим вопросом: не пора ли отредактировать Евангелие? Подразумевая, что именно этим кощунственным редактированием и занимаются «либералы». Но только ли они? И не происходило ли то или иное редактирование – в головах – всегда, начиная с тех времен, когда еще не было записано – во множестве редакций, из которых канонизированы четыре – устное предание? И еще вопрос: кто больше преуспел в искажении слов Спасителя – «либералы» или «консерваторы» (консервирующие устоявшиеся и авторитетные в свое время интерпретации).

Слушая или читая последних, зачастую возникает ощущение, что тот Христос, о котором говорят они, напрочь лишен всего человеческого, совершенно оторван от времени, в котором жил и значит – от времени вообще. Соответственно и от живых людей, и от самой жизни. Этакий глашатай прописей для всех времен и народов, чьи вневременные распоряжения не обсуждаются и обязательны для беспрекословного выполнения в любых обстоятельствах, грозящий ослушнику вечными муками, огнем геенским. Не удивительно, что тоталитаризм мог возникнуть лишь на христианской почве – на почве, пропитанной солью, потерявшей силу (связь с жизнью). Христианство сначала превращается в идолопоклонство, а потом устраняется за ненадобностью, и вот мы имеем карикатурного Христа (Царя), будь то Ленин, Сталин или Гитлер, чей успех подготовлен культивировавшимся веками образом Христа (и Бога) как диктатора. Как созданного по образу и подобию проповедников ригориста и религиозного фанатика, налагающего еще более тяжкие и неудобоносимые бремена, чем Ветхий Завет и возникшие на его основе «предания старцев».

Другая крайность – «мой друг Иисус», гламурный смайлик из библейского комикса, вызывающий тошноту точно так же как неотвязный восторг от улыбки пепси на рекламных щитах.

Так вот о редактировании. Взять историю с динарием Кесаря и этим известным каждому «отдавайте Кесарево, а божие – Богу». Обычно это понимается как благословение шизофрении религиозного индивидуализма, разделения жизни – внешней и внутренней – на профанную и сакральную сферы, которые не связаны между собой. Как оправдание того, что можно ходить в храм и вместе с тем – быть коммунистом, или нацистом, или кем угодно. Богу – свечку, «богоданному вождю» – славословие. Можно быть православным и вместе с тем пресмыкаться перед властью, допускающей православие лишь при условии пресмыкательства перед ней.

А что? Сам Христос сказал, да и Павел вот пишет: нет власти не от Бога (любимая цитата энкэвэдэшников). Вообще, нет такой гнусности, которую нельзя было бы оправдать ссылкой на Писание или Предание – было б желание. Тем и страшно «религиозное сознание» (с сознанием нерелигиозным, для которого честь, совесть, ответственность – не пустые слова, дело обстоит лучше). Но на самом деле Христос упразднил и ту, и другую власть. Изгнанием торгующих показав, кто в доме хозяин и что прежние формы богопочитания («религия» как таковая) если не отменяются из снисхождения к немощи человеческой, то радикальнейшим образом трансформируются («се, творю все новое»), и – ниспровергнув власть Кесаря Своим приходом в мир и распятьем (победой Его Царства над всеми другими царствами).

Теперь присмотримся к самому этому динарию: чье там изображение и что там за надпись? Изображение, разумеется, Тиберия, то есть человека, что с точки зрения ортодоксального иудея само по себе мерзость. Спорный вопрос, можно ли изображать цветы и животных, но что касается человека – тут все однозначно: нельзя и точка! А надпись? На одной стороне «Тиберий Август, сын божественного Августа», на другой – «Первосвященник». Это уже вообще ни в какие ворота, просто плевок в лицо благочестивому иудею, который, понятно, не только старался в руки не брать эту гадость, но и смотреть на нее почитал грехом. Так что просьба принести динарий уже была выставлением на посмешище фарисеев и иродиан. Ну и дальше: что значат слова Христа как не в в

веденное в новый, меняющий знаки контекст повторение лозунга Маккавеев «Воздайте язычникам их воздаяние и исполняйте закон» (1 Макк. 2:68)? Воздать язычникам – значит разбить их младенцев о камень, отплатить той же монетой за поругание, однако в этом случае эти же самые слова означают прямо противоположное: платите налоги. Фарисеи и иродиане лишаются удовольствия донести Пилату на Христа как на подстрекателя к мятежу и вместе с тем – удовольствия выставить Его перед иудеями как римского холуя. Полный облом. И ясно: с этим остроумным провинциалом препираться бесполезно – пора убивать…  

 Продолжение (Мф. 22, 15 – 23, 39)

Евангельские чтения Страстной седмицы и вся она в целом – это прежде всего предельное заострение вопроса о религии. Религии как причине убийства Бога и человека, убийства, религиозно оправданного. Осудив Христа, Синедрион не отступил от буквы закона (данного Богом!), что и обусловило радикальное переосмысление закона и религии как таковых Павлом – религиозным революционером, не понятым иерусалимской общиной. Его «реформаторство», сам его дух были ей глубоко чужды и казались крамолой. Иначе чем объяснить, что они не ударили палец о палец, чтобы защитить его от иудеев? Так что конфликт между религией и верой возникает еще в те времена. Тенденция к законничеству видна уже в Евангелии от Матфея, отредактировавшего Марка. В дальнейшем она лишь усиливается и в результате христианство, начавшееся как конфликт с религией, отправившей Христа на крест, само становится имперской религией, а затем и религиозно-национальной идеологией. К чему все это привело – известно.

Интересней попытки создания альтернативного христианства в ХХ веке, когда одни христиане молились за одного «богоданного вождя», а другие за другого, воевавшего с первым. При чем и те и другие, бывало, принадлежали к одной конфессии, к одной, хотя и разделенной, поместной церкви (русское православие в лице РПЦ и РПЦЗ). При этом как в Германии, так и в России существовала официальная церковь (у немцев – Евангелическая церковь германской нации) и катакомбная, исповедническая. К первой принадлежали «религиозные люди», для которых главным в христианстве был культ и то богословие, та религиозная психология, которые сформировались в имперскую эпоху и могут ужиться как с нацизмом, так и с большевизмом, да и вообще с какой угодно властью. И не потому ли так презирал современных ему христиан Ницше, что к ним можно отнести то же самое, что относит Мандельштам к «писательскому племени»? Соответственно и о христианстве можно было бы сказать то же, что говорит поэт-мученик о литературе, деля ее на разрешенную и написанную без разрешения: первая – мразь, вторая – ворованный воздух. Так вот ко второй, исповеднической церкви, принадлежали, коротко говоря, те, кто предпочел ворованный воздух – мрази. Мрази, прячущей голову в культ и отжившие свой век инструкции по самоспасению, бегству от зла вместо борьбы с ним. Вместо принятия на себя ответственности за происходящее по примеру Христа…
Категория: Благо блогосферы | Просмотров: 1535 | Добавил: Елена | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]