[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
22:21 Великий Вторник |
Священник Константин Кравцов ДИНАРИЙ КЕСАРЯ
Не так давно один борец с «либерализмом» закончил свой постинг саркастическим вопросом: не пора ли отредактировать Евангелие? Подразумевая, что именно этим кощунственным редактированием и занимаются «либералы». Но только ли они? И не происходило ли то или иное редактирование – в головах – всегда, начиная с тех времен, когда еще не было записано – во множестве редакций, из которых канонизированы четыре – устное предание? И еще вопрос: кто больше преуспел в искажении слов Спасителя – «либералы» или «консерваторы» (консервирующие устоявшиеся и авторитетные в свое время интерпретации). Слушая или читая последних, зачастую возникает ощущение, что тот Христос, о котором говорят они, напрочь лишен всего человеческого, совершенно оторван от времени, в котором жил и значит – от времени вообще. Соответственно и от живых людей, и от самой жизни. Этакий глашатай прописей для всех времен и народов, чьи вневременные распоряжения не обсуждаются и обязательны для беспрекословного выполнения в любых обстоятельствах, грозящий ослушнику вечными муками, огнем геенским. Не удивительно, что тоталитаризм мог возникнуть лишь на христианской почве – на почве, пропитанной солью, потерявшей силу (связь с жизнью). Христианство сначала превращается в идолопоклонство, а потом устраняется за ненадобностью, и вот мы имеем карикатурного Христа (Царя), будь то Ленин, Сталин или Гитлер, чей успех подготовлен культивировавшимся веками образом Христа (и Бога) как диктатора. Как созданного по образу и подобию проповедников ригориста и религиозного фанатика, налагающего еще более тяжкие и неудобоносимые бремена, чем Ветхий Завет и возникшие на его основе «предания старцев». Другая крайность – «мой друг Иисус», гламурный смайлик из библейского комикса, вызывающий тошноту точно так же как неотвязный восторг от улыбки пепси на рекламных щитах. Так вот о редактировании. Взять историю с динарием Кесаря и этим известным каждому «отдавайте Кесарево, а божие – Богу». Обычно это понимается как благословение шизофрении религиозного индивидуализма, разделения жизни – внешней и внутренней – на профанную и сакральную сферы, которые не связаны между собой. Как оправдание того, что можно ходить в храм и вместе с тем – быть коммунистом, или нацистом, или кем угодно. Богу – свечку, «богоданному вождю» – славословие. Можно быть православным и вместе с тем пресмыкаться перед властью, допускающей православие лишь при условии пресмыкательства перед ней. А что? Сам Христос сказал, да и Павел вот пишет: нет власти не от Бога (любимая цитата энкэвэдэшников). Вообще, нет такой гнусности, которую нельзя было бы оправдать ссылкой на Писание или Предание – было б желание. Тем и страшно «религиозное сознание» (с сознанием нерелигиозным, для которого честь, совесть, ответственность – не пустые слова, дело обстоит лучше). Но на самом деле Христос упразднил и ту, и другую власть. Изгнанием торгующих показав, кто в доме хозяин и что прежние формы богопочитания («религия» как таковая) если не отменяются из снисхождения к немощи человеческой, то радикальнейшим образом трансформируются («се, творю все новое»), и – ниспровергнув власть Кесаря Своим приходом в мир и распятьем (победой Его Царства над всеми другими царствами). Теперь присмотримся к самому этому динарию: чье там изображение и что там за надпись? Изображение, разумеется, Тиберия, то есть человека, что с точки зрения ортодоксального иудея само по себе мерзость. Спорный вопрос, можно ли изображать цветы и животных, но что касается человека – тут все однозначно: нельзя и точка! А надпись? На одной стороне «Тиберий Август, сын божественного Августа», на другой – «Первосвященник». Это уже вообще ни в какие ворота, просто плевок в лицо благочестивому иудею, который, понятно, не только старался в руки не брать эту гадость, но и смотреть на нее почитал грехом. Так что просьба принести динарий уже была выставлением на посмешище фарисеев и иродиан. Ну и дальше: что значат слова Христа как не в в веденное в
новый, меняющий знаки контекст повторение лозунга Маккавеев «Воздайте
язычникам их воздаяние и исполняйте закон» (1 Макк. 2:68)? Воздать
язычникам – значит разбить их младенцев о камень, отплатить той же
монетой за поругание, однако в этом случае эти же самые слова означают
прямо противоположное: платите налоги. Фарисеи и иродиане лишаются
удовольствия донести Пилату на Христа как на подстрекателя к мятежу и
вместе с тем – удовольствия выставить Его перед иудеями как римского
холуя. Полный облом. И ясно: с этим остроумным провинциалом препираться
бесполезно – пора убивать… Продолжение (Мф. 22, 15 – 23, 39)
Интересней попытки создания альтернативного христианства в ХХ веке,
когда одни христиане молились за одного «богоданного вождя», а другие
за другого, воевавшего с первым. При чем и те и другие, бывало,
принадлежали к одной конфессии, к одной, хотя и разделенной, поместной
церкви (русское православие в лице РПЦ и РПЦЗ). При этом как в
Германии, так и в России существовала официальная церковь (у немцев –
Евангелическая церковь германской нации) и катакомбная,
исповедническая. К первой принадлежали «религиозные люди», для которых
главным в христианстве был культ и то богословие, та религиозная
психология, которые сформировались в имперскую эпоху и могут ужиться
как с нацизмом, так и с большевизмом, да и вообще с какой угодно
властью. И не потому ли так презирал современных ему христиан Ницше,
что к ним можно отнести то же самое, что относит Мандельштам к
«писательскому племени»? Соответственно и о христианстве можно было бы
сказать то же, что говорит поэт-мученик о литературе, деля ее на
разрешенную и написанную без разрешения: первая – мразь, вторая –
ворованный воздух. Так вот ко второй, исповеднической церкви,
принадлежали, коротко говоря, те, кто предпочел ворованный воздух –
мрази. Мрази, прячущей голову в культ и отжившие свой век инструкции по
самоспасению, бегству от зла вместо борьбы с ним. Вместо принятия на
себя ответственности за происходящее по примеру Христа… |
|
Всего комментариев: 0 | |