Эпизод со смоковницей приведен у Марка и у Матфея с некоторыми
разночтениями: у Марка проклятое Иисусом дерево иссыхает в течение
суток, у Матфея – тотчас. Кроме того Марк, в отличие от Матфея,
приводит причину, по которой Иисус не находит среди листвы плодов: ибо
еще не время было [собирания] смокв. Чем же провинилась в таком случае
смоковница? Некоторые толкователи объясняли, что-де есть особые
смоковницы, плодоносящие ранней весной и это дерево было как раз из
них, но оказалось бесплодно, за что и подверглось проклятью. То есть
понесло заслуженную кару – грозное предупреждение от Господа каждой
нерадивой душе. Господь в таком случае предстает мстителем за
нерадивость, карателем, каким Его многие и склонны видеть. Отсюда
призыв: «иссохщия смоковницы за неплодие прещения убояшеся, братие,
плоды достойны покаяния принесем Христу, подающего нам велию милость»
(стихиры на стиховне, глас 8).
Однако ни один из евангелистов не говорит о том, что смоковница была
бесплодна и что именно за это проклял ее Иисус. Вообще, если не
домысливать за Марка, что смоковница была не обыкновенная, а ранняя, то
гнев Божий, которым до сих пор любят стращать грешников те, кто видят в
страхе наиболее эффективный метод для воспитания благочестия, в этом
случае представляется совершенно неадекватным. Но был ли тут гнев? Была
ли смоковница наказана за какое то собственное согрешение, если
предположить, что и деревья – грешат и тем самым тоже подпадают под
гнев Божий?
По-моему,
после надругательств над человеком, имевших место в прошедшем веке,
говорить о карающем Боге все равно что рядить его в эсесовскую или
энкэвэдэшную форму. Такой бог может быть и способен внушить кому-то не
только отвращение, но и страх, но уж точно не вызовет ни любви, ни
доверия. Может быть, в педагогических целях и можно говорить о
смоковнице как об обленившейся человеческой душе, но евангелисты вряд
ли вообще имели это ввиду. И Марк, и Лука следом говорят о Храме,
причем Марк, в отличие от Матфея, помещает акцию в Храме (изгнание
торгующих) между проклятьем смоковницы и ее усыханием.
Смоковница – образ религиозного бесплодия, та же соль, потерявшая
силу. Кстати, само изгнание торгашей точно так же как и проклятие
смоковницы тоже «пророчество в действии», а не спонтанная реакция на
коммерцию в храмовых интересах, как принято понимать этот эпизод. Но
он, послуживший причиной ареста Иисуса и смертного приговора,
заслуживает отдельного разговора (в сегодняшнем Евангелии эта акция не
упоминается, видимо, потому, что взаимоотношения Бога и отдельно взятой
человеческой души с некоторого времени вышли на первый план, вытеснив
интерес к собственно истории). Скажу только о том, что мне
представляется более убедительной та версия, что Иисус не питал
ненависти ни к дереву, ни к торговцам: и то, и другое – пророческий
жест; смоковница, как и Храм – образ иудаизма I века, переставшего и не
желавшего быть светом миру, замкнувшегося в своей
религиозно-национальной исключительности и становящегося на путь
вооруженного сопротивления Риму, что и привело Израиль к катастрофе. Но
эта катастрофа – тема завтрашнего дня. Заканчивая, можно было бы
сказать, что с точки зрения зеленых Иисус повел себя недопустимым
образом, погубив ни в чем неповинное дерево. Но во-первых экологическая
ситуация того времени сильно отличалась от нашей, а во-вторых ни кому,
насколько я знаю, пока еще не приходило в голову обвинять в жестокости
по отношению к деревьям плотников, столяров, краснодеревщиков, т.е.
тех, кто использует этот материал для создания долговечных, а нередко и
прекрасных конструкций. Точно также поступил и Иисус, создав
незабываемый образ.