Страшный
Суд…. В фильме Тарковского «Андрей Рублев», помнится, главный герой
признавался своему старшему напарнику Феофану Греку, что этот сюжет
вызывает у него отвращение и писать он его не может. Что же именно
вызывало, по Тарковскому, внутренний протест иконописца? Вероятно,
разделение рода человеческого на праведных и грешников, посылаемых в
огонь вечный. И действительно: как согласовать то, что Бог есть любовь
с не знающим конца страданием во тьме кромешной, где червь не усыпает и
огнь не угасает? Зло не должно оставаться безнаказанным, с этим
согласится каждый, но вечная мука в геенском огне – достаточно ли
пропорционально такое «удовлетворение «правде Божией»? Не садизм ли
это, превосходящий человеческий садизм настолько же, насколько Абсолют
превосходит все частичное и конечное? И если мы назовем такой садизм
правосудием, божественной справедливостью, то перестанет ли он от этого
восприниматься как таковой нашим сердцем? А если перестанет, то не
будет ли это означать, что мы превратились в нелюдей?
Вспомним
советскую документальную хронику, швею-мотористку, что, отойдя от
станка, с жаром требовала «расстрелять как бешеных собак» разоблаченных
партией «врагов народа», массовые демонстрации, горячо одобряющие эти
казни, горьковское «если враг не сдается, его уничтожают». Или
сегодняшние голоса за канонизацию Ивана Грозного и Сталина. Все это
говорит, кроме прочего, о том, что не такого уж малого числа людей
власть только тогда власть, когда она – тирания. Переводя это в
«трансцендентальный план» можно сказать, что Бог, который не тиран, для
многих просто не может восприниматься как Бог. Бог или безжалостный
каратель, или Его нет вообще. И тогда карательные функции препоручаются
земной власти, которая чем бесчеловечней, тем больше вызывает уважения,
более того – ее готовы прославлять не только по указке, но и «по зову
сердца», по ней тоскуют, когда времена меняются, ее жаждут, ее
обожествляют.
Собственно, Сталин, например, был ни чем иным как земной проекцией
«Грозного Судии» – того самого, изображенного в виде сурового
престарелого громовержца «бога», карающего грешников, о котором говорил
Закон Божий и чьи изображения (к слову ска-зать, еретические, Бог-Отец
не может быть изображен) заполняли с 16-го века наши храмы. Именно
представление о Боге как о карателе и делает возможным превращение
страны в концлагерь, а ее граждан в рабов «отца народов» (титул, между
прочим, приложи-мый только к Богу) и желающих оставаться рабами и после
того, как снимается охрана.
Объяснение этому феномену дал в свое время Достоевский в своей
легенде о Великом ин-квизиторе: для человека нет тяжелей бремени, чем
бремя свободы, получив которую он тут же запросится назад в рабство. То
же самое мы видим и в религиозном сознании, создающем бога по образу
ничем не ограниченного диктатора, вершащего милость и суд,
награждающего отличившихся и карающего виновных. При чем карающего
вечной мукой, отправляющего в подземный ГУЛАГ не на миллионы лет, а
навечно. Однако все эти страшилки эффективны разве что для детей или
навсегда остающимися детьми и простодушно принимающим на веру все, что
им говорят наделенные властью и авторитетом «старшие». Особенно
лубочными они выглядят после реальных печей ХХ века. Если Бог – такой,
рассуждает современный человек, то мне нет до него дела, точно так же
как Ему до меня.
Вообще вопрос о вечной муке тревожил церковное сознание с тех самых
пор, когда напряженное, призываемое первохристианское ожидание Второго
пришествия начало выдыхаться и акцент переместился с радости встречи на
конечные судьбы, на загробное существование, с которым после
отождествят Царство Божие. Были отцы Церкви и отцы-пустынники, которые
полагали, что в конечном счете все будут спасены, но об этом чуть
позже. А пока замечу, что само понятие «страшный суд» возникает в
Церкви лишь в ту эпоху, когда христианство становится общеобязательной
государственной религией, ранняя церковь его не знала, этого
словосочетания нет в Новом Завете, хотя Суд и упоминается в нем
неоднократно. Но чем он страшен? И кому?
Вот притча из Евангелия от Матфея, которую вы завтра услышите в
храме: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые
Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним
все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от
козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от
создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили
Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был
болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда
праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и
накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и
приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в
темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам:
так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали
Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал
Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником,
и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не
посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели
Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или
в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю
вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали
Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Выше
я говорил о шве-мотористке и идеологии ненависти к «врагу», образ
которого ме-няется в зависимости от меняющейся «линии партии» – в
Средние века одна, в ХХ веке другая. Был он – этот образ «врага» - и в
I веке. К этой притче, которую нужно рассматривать в контексте других
притч и высказываний Иисуса он имеет самое прямое отношение. Заповедь
подставлять щеку, отдавать нижнюю рубаху, когда от тебя требуют
верхнюю, идти два поприща, когда заставляют пройти одно – это совет не
сопротивляться римскому легионеру, не ненавидеть его и, соответственно,
не убивать при первой возможности. Можно истолковать это все в
категориях морали, следовать которым необходимо каждому последователю
Христа во все времена и во всех обстоятельствах, но, во-первых, вот уже
две тысячи лет только это и делают не боящиеся трюизмов проповедники, а
во-вторых каждый, кому религиозный фанатизм не отшиб остатки разума,
понимает, что бывают обстоятельства, когда «не противиться злому» –
низость и подлость. Будешь ли ты, например, «не противиться злому»,
когда насилуют твою дочь и требует ли Господь такого «не-противления»?
Но вернемся к притче о Суде.
Можно истолковать ее так, что речь здесь идет о бессердечии и
цинизме – следствии ги-пертрофированного эгоизма, но, мне кажется,
Христос говорит не только об этом. Да и трудно представить себе сына,
который не придет в больницу к матери, как и мать, ни разу не
приехавшую в тюрьму к сыну, не подавшему кусок хлеба голодному. Нельзя
не согласиться с митр. Антонием Сурожским, что речь здесь идет ни о чем
ином, как о человечности, что не ставший человеком не может наследовать
Царства. Но острие угрозы Иисуса направлено, по моему, мнению, все же
не на это, а на религиозную идеологию, следуя которой отрекались от
отцов и матерей, сдавали их в НКВД. На то, что никакая религиозность
(коммунизм и нацизм, как и либерализм-плюрализм, как и отказ от
идеологии – тоже идеология) не могут быть выше человечности.
Не будем забывать, что и в этом случае, как во всех других Иисус
обращается к «верую-щим», к богоизбранному народу. Сама эта избранность
– «надмевает», почти гарантирует высокомерное пренебрежение к тем, кто
не избран или отступил от избранников – к инородцам, иноверцам,
еретикам, словом – к «врагам истинной веры». Иудеи были уверены, что
наследуют Царство в силу того только, что они - иудеи, дети Авраамовы,
но об этом у Христа в притче о Суде нет ни слова. Речь, как и везде, о
любви, не различающей еретика или язычника от правоверного
(различающего, конечно, но это не может быть препятствием для оказания
любви). «Любите врагов ваших» - этим и только этим и нов Новый Завет,
только это и отличает христианство от других религий. Любите врагов
ваших, а богоизбранность вашу, ваше православие задвиньте куда подальше
– все это опасный самооб-ман, прелесть бесовская, если является помехой
для того, чтобы относиться к другому, кто бы он ни был, как к самому
себе, как минимум, а максимум – отдать за него жизнь по примеру Христа,
умершего за всех, а не только за детей Авраамовых. То есть – спасших
всех…
А
весы, огненная река, черные фигурки зооморфных существ, влекующие
несчастных крючьями в огнедышащую пасть морского чудовища – кого это
впечатлит в наше время после реальной Хиросимы? Потому и не хотел
писать это переодетых Андреем Рублевым диссидент-шестидесятник. Однако
все это не отменяет ад, а скорей напоминает о его реальности. Но Судия
ли Бог, точнее – только ли Судия? И – какой? О Его «несправедливости»
говорили многие из отцов. Например, Исаак Сирин: «Не говори, что Бог
справедлив… Если Давид называет Его справедливым и праведным, то Сын
Его открывает нам, что Он прежде всего благ и кроток. Он благ ко злым и
нечестивым (Лк. 6,35). Как можешь ты назвать Бога справедливым, читая
притчу о плате работникам? Друг, я не обижаю те-бя… я хочу дать этому
последнему то же, что и тебе… Или глаз твой завистлив от то-го, что я
добр? (Мф. 20, 13—15). Равным образом, можно ли называть Бога
справедли-вым, читая притчу о блудном сыне, расточившем в пирушках
отцовское добро: о том, как при первом признаке раскаяния отец побежал
к нему навстречу, бросился ему на шею и дал полную власть над всем
своим богатством? Не кто-либо посторонний поведал нам сие о Боге, чтобы
мы могли сомневаться, но Сам Сын Божий. Это Его свидетельство о Боге. В
чем же справедливость Божия? В том, что мы грешники, а Христос умер за
нас (….) Он возносит оскорбляющего и проклинающего Его… Грехи — в
непонимании благодати воскресения. Где ад, могущий привести нас в
уныние? Где осуждение, способное победить в нас радость любви Божией?
(…) Что до меня, я утверждаю, что мучимые в аду мучимы преизбытком
любви. Что горче и безжалостней мучений любви? Чувствующие свою
греховность против любви несут в себе проклятие сильнейшее, нежели
самые страшные кары. Страдание, влагаемое в сердце грехом против любви,
терзает более всякой прочей пытки. Абсурдно полагать, будто грешники в
аду лишены любви Божией. Любовь… не отмеряется мерою, но самая сила ее
действует двумя способами: она мучит грешников, как это случается и в
здешней жизни, где присутствие друга терзает изменившего дружбе; и она
радует верных. Такова, по моему мнению, адская мука это раскаяние».
Кстати сказать, Исаак Сирин полагал, что мучения в аду – не вечны.
Так же думали и святители Григорий Нисский и Григорий Назианзин, прп.
Максим Исповедник и некоторые другие, но это, как и отношение к этому
непростому вопросу в церковном сознании, в богословии – тема для
отдельного разговора. Что же касается «грехов», за которые нам, как и
за все, тоже нужно платить, то закончу нашу сегодняшнюю встречу
утешительными словами из того же Исаака Сирина: «Как одна песчинка не
равна по весу множеству золота, так и обращенное к Богу требование
справедливости несравнимо с его состраданием. Прегрешения всякой плоти
подобны горсти песка в сравнении с безмерным морем провидения и
милосердия Божия. Как преизобильный источник нельзя заградить горстью
праха, так сострадание Творца не может быть побеждено лукавством
тварей».
Оригинал материала |