[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
22:39 ЛАЗАРЕВА СУББОТА |
Священник Константин Кравцов Ангел-хранитель больниц и гимназий, вот твои ветреные хризантемы: залиты солнцем губернских оказий, рельсы по воздуху тянутся, где мы кто это «мы»? неуместные сидни, прах на спирту, отморозки и лохи: спим на ступенях и лествицы сини, рельсы струятся и радуют крохи Трапезы светлой, весны Твоей звенья, Город в посмертных промоинах зренья *** Ровно неделя отделяет сегодняшнюю субботу от другой, называющейся в церковном календаре Святой и Великой – днем, когда черные облачения меняют на белые, когда торжество смерти постепенно истощает свою силу и мало помалу вытесняется все прибывающим исподволь светом. Светом, торжество которого предвосхищает сегодняшний день, предшествующий входу Господню в Иерусалим. Так – в литургической жизни Церкви, отходящей в данном случае от хронологии евангелиста Иоанна, для которого вход в Иерусалим следуют не сразу же после воскрешения Лазаря, а через некоторое время, в течение которого Иисус и Его ученики находятся в «стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим». «Литургическое предание не оставляет места для этого перерыва. Но нарушение евангельской хронологии оттеняют внутреннюю связь между двумя событиями, из которых одно – Торжественный Вход – есть Предпразднство Воскресения Христова, а другое – Воскрешение Лазаря – есть прообраз его», – пишет еп. Кассиан (Безобразов).
Итак,
смерть и воскресение – вот две главные темы сегодняшней субботы, сама
же суббота – еврейское шаббат – дополняет их темой творения, его
завершения в седьмой «день». Суббота – день окончания первого творения,
перерыв между первым и восьмым днем, в котором совершается земная
история от сотворения мира, до его преображения в Паруссии (Втором
Пришествии). Покой, сон, пробуждение и – по аналогии с ними – смерть,
воскресение, новая жизнь. В каком-то смысле он и наступил со смертью и воскресением Христа, радикально изменив представления о Боге и человеке, о истории, жизни и смерти. И сегодня, в Лазареву субботу, уместно вспомнить, чем отличается христианское отношение к смерти и бессмертью от языческого, возобладавшего с течением времени в самом христианстве. Существуют две наиболее популярные модели: первая, религиозная,
сводится к тому, что здешний мир – юдоль скорби, тело – темница души, и
чем скорей душа покинет свое узилище – тем лучше. Отсюда наилучшим для
человека в этой жизни объявляется бегство от нее, умирание прежде
смерти, атараксия – идеал античных мудрецов, видевших в самой мудрости
(философии) искусство умирания. Другая модель: отвержение этой
жизненавистинической позиции, а вместе с ней и религии, коль скоро
последняя ориентирует на никому неизвестную вечность и заставляет
гнушаться земными радостями. В противовес такому подходу человек
всецело сосредотачивается на земном, посюстороннем, но если при этом он
мыслит и мыслит последовательно, то он не может не признать, что, в
сущности и его существование и существование вообще не имеют никакого
смысла. Или – что то же – имеют лишь относительный смысл. Ведь смешно
же в самом деле полагать, что смысл жизни в том, чтобы обеспечить
какое-то там лучшее будущее «грядущим поколениям», которые умрут точно
так же, как умерли все предшествующие. Возможен, впрочем и третий
вариант: жить в свое удовольствие с верой в то, что и после смерти все
будет о’кей: тот же коттеджик, но уже в райском саду или увлекательная
смена телесных оболочек в круговороте сансары. Трагизм смерти при этом
снимается, как и трагизм жизни, а вместе с ним и какая бы то ни было
глубина, которая вообще-то тогда только и имеет шанс возникнуть, когда
человек ставит себя перед фактом своего ухода из этого мира, будь это
вечность или Ничто экзистенциалистов. «Поглощена смерть победою», – констатировал смерть смерти ап. Павел. Однако это восприятие смерти как врага, побежденного Христом, давно выдохлось в историческом христианстве, в котором над чаяньем воскресения мертвых и жизни будущаго века, возобладало вполне языческое упование на «бессмертие души». «В христианстве, – пишет о. Александр Шмеман, – ослабела эта победная, эта действительно новая и с точки зрения мира сего безумная вера; и христиане стали тоже тихонько возвращаться к Платону с его противопоставлением не жизни и смерти как двух врагов, а противопоставлением двух миров: «этого» и потустороннего мира, в котором якобы блаженствуют бессмертные души людей. Но ведь Христос говорил совсем не о бессмертии души, он говорил о воскресении мертвого! И как не видеть, что между двумя этими явлениями существует целая пропасть! Ведь если дело только в бессмертии души, тогда и смерти никакой нет, зачем тогда все эти слова о победе над ней, о разрушении ее и о воскресении?» Говоря о воскресении Лазаря, Христос, – замечает о. Александр, – «не говорит: «Зато он теперь в раю, ему хорошо; он освободился от этой трудной и печальной жизни». Христос не говорит всего того, что говорим мы в своих жалких, неутешительных утешениях. Он не говорит ничего, Он — плачет. И затем, по рассказу Евангелия, Он воскрешает Своего друга, то есть возвращает его как раз в ту жизнь, освобождение от которой мы должны воспринимать как якобы благо». Как атеистической, так религиозной, языческой модели, противопоставляющей вечность и бессмертие души посюстороннему миру и жизни в нем, свойственно смирение перед смертью, принятие как данности – в одном случае неприятной, в другом, напротив, желанной. В отличие от них христианство видит в смерти «последнего врага»: «последний враг истребится – смерть», пишет ап. Павел. И вся жизнь христианина, если это действительно христианская жизнь, есть непрерывная борьба со смертью, сопротивление ей, постоянная актуализация Христовой победы. Для принявшего Благую Весть – весть о телесном воскресении – не принципиально, существует ли «бессмертие души», будто бы гарантированное ее бессмертной природой, или нет. Для него важно то, что человеку даровано во Христе претворить смерть в новую жизнь и войти в нее не призраком, не тенью, а – человеком, во всей его целостности не только как духовного, но и телесного существа. Что этот «недуг бытия», эта наша жизнь – не единственная возможность реализации, что она – лишь преддверие жизни будущего века. Не рая, в котором, по Достоевскому, все благочестиво, но как-то скучновато как на пасхальном детском утреннике, а – жизни в абсолютном смысле этого слова. Жизни как полноты. Жизни как общения. Как пира в доме Отца – с песнями, плясками, если вспомнить притчу о блудном сыне. А еще Христос сравнивает свое Царство с брачным чертогом, с любовным общением, соединяющим любящих в плоть едину, в одно – вечное, нерасторжимое – целое. Это, возможно, наиболее понятный образ полноты радости душевно-телесного общения, полного единства – душ, тел, жизней. Радости, которая, как обещано в четвертом Евангелии, будет полна – в отличие от всех известных нам здесь, смешанных с печалью о том, что и это пройдет. И все дело в том, чтобы не променять этой непреходящей обещанной нам радости на чечевичную похлебку, предлагаемую миром сим, внушающим, что нет и не может быть ни в земной жизни, ни в тем более в загробной ничего кроме этой похлебки. Воскрешение Лазаря, вход Царя в Его город и очищение храма, бросающее вызов духовным и светским властям, Пасха Распятия, День Покоя, Воскресение – насколько значимы для нас все эти события? Насколько они для нас жизненны? Не относимся ли мы к ним так же, как относятся к своим праздникам язычники, воздавая должное религиозной традиции, вере отцов и ограничиваясь этим? Иными словами, является ли все это вехами нашей собственной судьбы, что оказывается неизбежным, если мы действительно следуем за Христом? «Лазарь, иди вон!» – этот приказ выйти из под власти смерти – апофеоза суеты сует, пустой тщеты – обращен и к каждому из нас. И все дело в том, кому мы больше верим: смерти, торжествующей над жизнью и в атеизме и в религиозных системах, гнушающихся человеком, предпочитая ему «бессмертную душу», или – Христу .Хотим ли мы сохранения этой жизни, или стремимся к новой, открываемой нам здесь и сейчас Сыном Человеческим, Человеком в полном смысле этого слова? Что для нас привлекательней – старое вино в старых мехах или новое новых? Ветхий или новый человек в нас самих? Семь предстоящих дней, каждое из вспоминаемых на Страстной событий – проклятье смоковницы, беседа о разрушении храма, притча о 12-ти девах, предательство Иуды, Тайная вечеря, Гефсимания, суд Каиафы и суд Пилата, бичевание, крест – все это вопросы, обращенные к каждому из нас. Их можно не услышать, или, услышав, отмахнуться от них, но, хотим мы того или нет, рано или поздно нам придется определиться в нашем отношении и к этим вопросам, и к этим событиям. И, определившись, определяться снова и снова. Христианство – или фикция, или постоянная переоценка всех ценностей, как сказал бы один из самых ярких его критиков, чьей искренности и бесстрашию, чутью к правде и лицемерию, всем нам не помешало бы поучиться. И речь, повторяю, идет не о «религии», а о жизни в целом. Либо преодолевающей смерть, либо разрушаемой смертью. Вечной жизни и вечной смерти, не преодолеваемой, а лишь усугубляемой телесным воскресением. Разговор об этом мы продолжим в наших следующих передачах. |
|
Всего комментариев: 0 | |