[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
11:12 КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Священни Контантин Кравцов «И,
подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет
душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня
и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст
чело-век за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем
прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда
приидет в славе Отца Своего со свя-тыми Ангелами. И сказал им: истинно
говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти,
как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Эти слова следуют
сразу же после события, имевшего место в Кесарии Филипповой в порядке,
так сказать, комментария, а случившемуся в Кесарии, в свою очередь,
предшествует эпизод исцеления слепого в Вифсаиде. Последнее – своего
рода рифма к происшедшему в Кесарии, поэтому поднимемся на несколько
стихов вверх. Итак, Христос и Его ученики «приходит в Вифсаиду; к Нему приводят слепого и просят, чтобы Тот его исцелил. «Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу прохо-дящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Дальше то, что вы уже слышали. Этот случай – поворотный момент в евангельской истории. И – в нашем сорокадневном следовании за Христом «во дни печальные Великого поста». Предшествующие недели долж-ны были очистить наше духовное зрение, сделать тоньше слух, смягчить сердце, прояснить ум. Словом, сделать нас более восприимчивыми. Современное общераспространенное пред-ставление о человеке различает в нем сознательное и бессознательное, о сверхсознании же речь не идет, этого слова не знает компьютер: наберите его и под ним появится волнистая красная черта. Но слова Христа обращены ко всему человеку: его подсознанию, сознанию и сверхсознанию, которое должно проснуться, раскрыться. Говоря евангельским языком, у человека должны появиться новые глаза и уши. От арифметики пора перейти к математике, от усвоения алфавита – к чтению. Набранный Иисусом класс, состоящий из двенадцати учеников (11-ти галилеян и одного иудея, Иуды Искариота) удаляется для этого в уединенное место, на север к Вифсаиде, расположенной около северного побережья Галилейского моря и еще дальше на север – к Кесари, белеющей на склоне горы Ермон, у истока Иордана. Взо-бравшись на гору можно окинуть взором его начинающуюся отсюда долину и весь путь проделанный от момента крещения, призвания Петра, Иакова, Иоанна и всех остальных до этой поворотной точки, с которой Он начнет исподволь готовить оставивших все и последо-вавших за Ним к тем событиям, что совершенно перевернут все имеющиеся у них представ-ления о Царстве Божием, о Мессии… Не так уж много времени осталось до того дня, когда они должны будут продолжить Его дело, когда Петр должен будет занять Его место предсе-дательствующего в разрастающейся общине и пора начинать ставить точки над «i». «За кого принимают Меня люди?.. а вы за кого принимаете Меня?». Этот вопрос обращен и к каждому из нас. Прозрение слепца в Вифсаиде Марк запараллеливает с прозрением Петра, ответившего от имени двенадцати не потому, что он был самый сообразительный, а потому что, как пишет, рассказывая об этом эпизоде евангелист Матфей, приводящий слова Христа, «не кровь и плоть открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Петр, таким образом, говорил не от себя и возможно, также, как и на горе Фавор. «не знал, что говорил»; возможно, он выпалил то, что сказалось помимо его воли (хотя и не без согласия с ней), исповедал то, о чем раньше догадывался, но что до того момента не было явлено ему со всей очевидностью как несо-мненный факт. Это и есть вера – вспышка сверхсознания, при которой, как пишет ап. Павел, невидимое делается видимым и ожидаемое осуществляется, сбывается наяву, где ему еще только пред-стоит совершиться. Если прозревающий слепец видит проходящих людей смутно напоми-нающими деревья, то Петр видит со всей отчетливостью больше чем то, что видят зрячие: он видит в Иисусе не бродячего проповедника из провинции с дурной репутацией, из какого-то там Назарета, а видит Мессию, Царя Израилева, освободителя, которого ждет его народ. А это значит, что впереди – «вооруженный конфликт» с римским наместником и декоративны-ми местными царьками, с продажным духовенством, саддукейским синедрионом и всеми прочими узурпаторами власти, принадлежащей Богу, олицетворяемому Мессией. Однако Иисус говорит нечто более чем странное: говорит не о победе, а о поражении. При-чем полном, не оставляющем ни малейшей надежды на реванш. Он говорит о том, что Ему предстоит «быть убиту» (слова «и в третий день воскреснуть» некоторые исследователи считают не аутентичным речением, а вставкой евангелиста), но убитый Мессия – лже-Мессия, самозванец, либо сумасшедший, либо подлец, спекулирующий на самом святом для иудеев. Петр ничего не может понять, отзывает Иисуса и пытается Его вразумить: о чем, мол, Ты говоришь, что с Тобой? И слышит в ответ: «Отойди от меня, сатана»… Дьявол, искушавший Иисуса в пустыне, стоит теперь перед Ним на склоне горы Ермон в облике любимого ученика. Того самого, на котором Он, как на скале, только что пообещал создать Свою неодолимую вратами ада Церковь. Петр, прозрев, став из Симона Камнем, Скалой, но тут же и ослеп, и видит ровно столько же, сколько каждый человек, думает о человеческом, только человеческом. А это, как видим, оказывается в иных случаях следова-нием не Богу, а дьяволу, выдачей пропуска для лжеца и человекоубийцы от начала в свое сердце. Но Ему, Иисусу, нужны последователи не из «добрых христиан», чья праведность не превосходит праведности богословствующих святош (книжников и фарисеев) – Ему нужны те, кто будут достойной заменой Ему в «мире сем», нужны те, кто, как и Он Сам, предпочтет преданность Отцу и следование Его замыслу о себе всем человеческим привязанностям, человеческой, слишком человеческой логике и в конце концов – самой жизни. Поэтому надо сказать прямо двенадцати и всем тем, кто будут называться христианами: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повре-дит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». «Взять крест» – эти слова слушателями Иисуса воспринимались не как аллегория терпения всяческих неприятностей, выпавших на нашу долю, в чем, собственно, нет ничего христиан-ского – обычный стоицизм. Такое толкование не сказать, что ошибочно, но оно во-первых слишком смягчает сказанное, во вторых не выражает всей его сути. Буквально «взять крест» означает взвалить на спину патибулум – поперечную перекладины креста, к которой привя-зывались вытянутые в стороны руки – и идти этаким пугалом к месту, где стоял врытый в землю столб для распятия. Иудеи, к которым обращался Иисус, не раз видели такие процес-сии, как и кресты, на которых корчились, содрогались в конвульсиях обнаженные висельни-ки, привлекавшие птиц и бродячих псов. Речь, таким образом, шла о принятии на свои плечи всего зла мира по примеру Христа; не бунта, всегда бессмысленного и беспощадного, всегда обреченного, а – принятия. Сохранение (спасение) души (жизни) возможно только в одном-единственном случае: если человек «понесет» ее как эту поперечную балку креста к месту казни, ожидающей каждого – к своей смерти. Если вверит ее Христу, предоставит ее в Его полное распоряжение, научив-шись от Него «кротости и смирению». Если предпочтет богочеловеческое – человеческому. Своим приходом в мир воплощенное Слово ставит каждого перед выбором: или крест Хри-стов, или бегство от него. Или отказ от узкого пути висельника, очевидное поражение и поругание у людей или – отказ от всего кроме этого и пути и неочевидная слава у Отца Небесного. Слава, открывающейся не «объективному знанию», а исключительно вере. И каждый из нас так или иначе делает «свой выбор», который и определяет все последующее. Мы – предупреждены, а как относиться к этому предупреждению – оставлено на наше усмот-рение. На усмотрение нашего ума и сердца. В чем его сокровище? Если действительно в Царстве Божием, радикально меняющем привычный порядок вещей, то вы, – говорит Иисус, – должны быть готовы к самой серьезной проверке, должны быть готовы, если потребуется, разделить с Сыном Человеческим Его позор, страдания и смерть, Его одиночество вплоть до богооставленности, а это – самое страшное. Царство Божие не дается в виде бонуса за необ-ременительное соблюдение норм элементарной морали и соблюдении обрядовых предписа-ний. Оно вообще – не награда, а дар, милость вроде дождя, льющегося на жаждущую почву. Божий ответ на обращенность к Богу, «воздыхания неизглаголанные». Это – не загробный рай, ожидающий после «конца света» – из слов Христа понятно, что речь идет о чем-то конкретном, осязаемом здесь и сейчас, доступном непосредственному чувству самого, что ни на есть обычного человека. «Истинно говорю вам, – говорит Иисус ученикам и народу, – есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царст-вие Божие, пришедшее в силе». Эти слова нередко истолковывались протестантскими исто-риками в том смысле, что Христос ошибся. Да, если понимать Царство Божие как то, что придет на смену этому миру, после уничтожения привычного нам пространства-времени, Христос ошибся. Но именно это ли Он имел в виду? Именно это ли подразумевает под Цар-ством Священное Писание? Если же речь как в первом, так и во втором случае идет не об уничтожении, а о преображении, о радикальной победе над злом, то разве огненные языки Пятидесятницы и тот радикальный переворот в человеческой истории, совершенный двена-дцатью рыбаками и присоединившимися к ним не есть Царство Божие пришедшее в силе? Но условием этого было именно то, чему воспротивился Петр. Воспротивился из «человеколю-бия», на котором, как правило, и играет дьявол. «Человеколюбие» - наиболее эффективная обманка, потому что о Боге мы знаем, что Он «благ и человеколюбец», а Христос – само воплощенное человеколюбие. Что, например, общего у него с плюрализмом? Но это тема для особого разговора... Источник |
|
Всего комментариев: 0 | |