Святые
отцы так определяют духовный пост: «Если постишься, покажи от дел
твоих. Каких? Видишь нищего, помилуй, с врагом помирись, человеку
находящемуся в счастии, не завидуй.
Постись
нелицемерно, постись и сердцем и очами… Руки воздержи от присвоения
того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения на игрища, слух удержи
от слышания клеветы и лжи, и пусть постятся уста твои, воздерживаясь от
осуждения».
Духовный
пост нам необходим, потому, что без него пост телесный теряет смысл.
«Что пользы, говорит блаженный Иероним, изнурять тело воздержанием,
когда дух гордостью распыхается? Какую похвалу мы получим за бледность
от поста, когда мы бледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а
гневом и ненавистью упиваться?»
Итак,
постящиеся телесно, будем поститься и духовно. Очищая тело
воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний
лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть, злобу,
жадность к наживе. Украшая тело телесным постом, украсим и душу
добродетелями: милосердием, кротостью, смирением, с врагами примирением.
Вот это и будет истинный, спасительный для нас пост.