В
течение первых трех веков христиане терпели разные гонения и
преследования за веру Христову. В это тяжелое время весьма многие из них
претерпели мученическую смерть. При римском императоре Константине
Великом гонения прекратились. Он принял христиан под свое
покровительство и объявил веру Христову господствующею В
326 году император Константин, движимый благочестивой ревностью,
изъявил желание отыскать крест, на котором был распят Спаситель. С этой
целью он отправил свою мать, царицу Елену, в Иерусалим. Много
расспрашивала царица о Кресте Господа Иисуса Христа; наконец, ей указали
на одного престарелого еврея, по имени Иуда, который знал, где
находится Крест Господень. Он был зарыт в земле, и на этом месте был
выстроен языческий храм. Св. Елена приказала сломать здание. Вырыли три
креста, очень схожие между собой, и подле них дощечку, с надписью:
"Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Нужно было узнать, какой из этих
крестов — Крест Господень.
Тогда привели одну больную женщину, и
она по очереди начала прикладываться к крестам. Приложилась к первому, —
ничего не случилось; приложилась к другому, — тоже ничего не было; а
когда приложилась к третьему кресту, то тотчас выздоровела. Потом стали
возлагать кресты, один за другим, на умершего. Два креста не произвели
никакого чуда; когда же положен был третий, умерший воскрес. Тогда
царица и духовенство признали этот крест за Крест Господень, стали
поклоняться ему и лобызать его. Но, так как народу было много и
приложиться всем было нельзя, то просили, по крайней мере, показать его.
Патриарх стал на возвышенное место и несколько раз воздвигал (возвышал,
подымал вверх) Крест Господень. Народ, видя его, восклицал: "Господи,
помилуй!"
Праздник, в который воспоминается это событие, называется Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Святой Церковью он празднуется 27 Сентября.
В этот праздник, на утрени (26 Сентября после 18 часов), бывает вынос креста для поклонения.
С
трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса православные
христиане поклоняются в этот день перед Крестом Господним. И вместе с
этим, празднуют победу Божию над грехом, над злом, надо всем, что
отделяет человека и мир от Него.
Художественные
изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот Крест, каким
Спаситель нес его на Голгофу, Крест, на котором умирал Господь. В те
далекие времена крест значил смерть преступника, путь которого через
жестокую смерть лежал на дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его
на смерть, осудившие Его на распятие.
Православные
иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой. Западные распятия
являют нам мучительную смерть человека. Христос перед Своим распятием
говорил ученикам: " Никто не отнимает у меня жизни - Я её Сам отдаю...
” Распятие Христово - это действие свободной воли Спасителя Христа,
отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить - жить вечной жизнью,
жить с Богом. И этому всему знаком является крест, потому что
преданность испытывается не словами, даже не жизнью, а отдачей всей
жизни. Не только смертью, а отречением от себя таким полным, что от
человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя
любовь.
Мы
поклоняемся Кресту, который для нас означает все это. И как
благоговейно должны мы совершать крестное знамение - когда мы кладем на
себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные
силы, побежденные этим крестом. Вместе с тем, когда мы совершаем
крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов, мы решаемся
следовать за ним. А путь Христос указал нам:
Отвергнись
себя, возьми крест и иди за мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни,
отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и
навсегда в руки Божии.
Источник: http://www.orthoobraz.by |