Гадалки,
целители, экстрасенсы… В последнее время их активно рекламируют. Одна
программа «Битва экстрасенсов» много сделала в этом направлении. А еще
сегодня легко можно погадать в интернете. Много в сети и разных
целителей, предлагающих быстро и эффективно избавить от проблем и
болезней. Добавьте к этому веру некоторых из нас в чудо. Ведь кто в
детстве не читал сказок! А там всегда в нужный момент появлялась либо
фея, либо добрый волшебник. Несколько слов и махов руками – и все
счастливы, здоровы и любимы. И как тут не поверишь в то, что любую беду
можно развести руками. Поэтому и ищут некоторые из нас тех, кто способен
подарить быстрое исцеление, забывая, что скорби и болезни посылаются
для спасения души. Господь являет удивительные чудеса, но только тогда,
когда мы готовы изменить свою жизнь. Сегодня эта непростая тема стала
предметом беседы с протоиереем Николаем Розовым, благочинным храмов
Солигорского округа, настоятелем Христорождественского собора.
-
Отец Николай, большинство людей знают о вреде целителей, прорицателей и
гадалок, но для многих это все равно остается чем-то интересным и
увлекательным. А приходилось ли вам сталкиваться именно с плачевными
последствиями того, что люди доверяют целителям и экстрасенсам свое
здоровье?
- Да, приходилось. Порой ведь как бывает: человек,
узнав о своем диагнозе и о том, насколько сложен процесс лечения,
обращался за более легким способом «исцеления» к экстрасенсам. Спустя
какое-то время он уже со страшными болями приходил в больницу, а в ответ
врачи только руками разводили: «Почему же вы сразу не пришли за тем
лечением, которое мы предлагали? Еще несколько недель назад можно было
помочь, а сейчас болезнь запущена». И человеку ничего больше не
оставалось, как ждать своей участи. А ведь каждый должен понимать, что
обращение к гадалкам и экстрасенсам опасно.
- Батюшка, но часто
люди, зная о вреде того же курения, не отказываются от пагубной
привычки. Они вольны делать свой выбор. В случае с целителями обязаны ли
священнослужители предупреждать об опасности прихожан?
-
Конечно. Священнослужители должны предупреждать о том, какие опасности в
таком случае подстерегают. Если человек хочет исцеления, он должен
знать, что есть две силы, через которые совершается воздействие. Есть
Церковь, в которой находится Бог в полноте – в таинствах, молитве, во
всем, что здесь происходит. Но есть также и те люди, которые пытаются
совершить духовные воздействия вне Церкви – как бы «за спиной у Бога».
И, соответственно, воздействие это производится не Божьими силами, а
демоническими. Ведь самая главная задача демона – это навредить образу
Божьему, который в человеке. Вот он и пытается всячески ввести человека в
заблуждение, чтобы погубить его.
- Как вы считаете, наше
общество готово воспринимать эту информацию? И насколько часто вы
встречаете людей, которые обращались к целителям?
- Вы правильно
сказали, что человек сам делает выбор. У каждого из нас свободная воля, и
каждый действует так, как считает нужным. Никто не может заставить
пойти в церковь. Давайте порассуждаем. У воцерковленного человека есть
внутренний стержень – это вера. В своей жизни он уповает на Промысел
Божий, знает, что всякая болезнь и всякая скорбь, которая случилась в
жизни, попущена Богом для восхождения к Царствию Небесному, потому что
путь туда узкий и тернистый. Скорби и болезни Господь дает нам, чтобы
через труд несения креста в душе совершились благие изменения. Если
человек не берет на себя труд крестоношения, пытается решить свои
проблемы незаконным способом или перекладывает их на чужие плечи, то
такой крест будет ему губительным. А ведь часто рекламируются именно
такие методы решения проблем – за три урока выучить иностранный язык, за
один сеанс выздороветь от тяжелой болезни, от чашки зеленого кофе
похудеть. Как правило, из этого ничего хорошего не получается. В лучшем
случае человек, сталкиваясь с экстрасенсами, понимает, что его
«разводят», в худшем – происходит духовное воздействие, приводящее к
тяжелым последствиям.
- Но ведь есть люди, которые имеют дар лечить, народные целители. Можно ли им доверять?
-
Давайте сделаем аксиомой утверждение: не всякий, кто использует
сверхприродные силы, общается именно с Богом. Если человек берется
лечить Его именем, под покровом Церкви, то он должен быть смиренным,
исполненным духом любви и покаяния. У Церкви есть свои критерии, по
которым она определяет благодатность или безблагодатность такого дара. У
меня по этому поводу есть вот такой пример. Представьте себе: зима,
метель, мороз, а под вашим окном расцвела яблоня или вишня. Что вы
будете чувствовать в этом случае? Конечно, вы будете удивлены. Потом
чувство удивления сменится жалостью и тревогой за это дерево. Точно так
же и люди, которым в разных формах открывается доступ к потусторонним
силам, должны вызывать у нас тревогу. От кого у них этот дар, если
Господь закрывает от людей общение с этими силами, давая его лишь
единицам? Почему Библия так категорически предостерегает нас от доверия
всяким колдунам? Потому что существуют вполне определенные законы
потустороннего мира, и мы не имеем права туда вмешиваться. Мы можем
хорошо знать школьный курс биологии. Но нам ведь никто не доверит делать
операции. Так и здесь. Почему же экстрасенсы посылают людей в храмы,
если сама Церковь от колдунов отмежевывается? Почему берутся советовать,
лечить, «играя» понятиями, которые для игры слишком серьезны? И потом к
священнику идут жертвы такой «помощи», но исправлять последствия
бездумного вмешательства в запретный для нас мир очень сложно.
- Батюшка, сегодня многие проблемы люди пытаются объяснить сглазом и порчей.
-
Понятия «сглаза» и «порчи» - нецерковные, к христианской вере не
относящиеся, напротив - это понятия суеверные. Суеверие, то есть вера
суетная, не приносящая истинную пользу душе человека - это своего рода
духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить
наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и
о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие,
то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и
ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния,
борьбы с грехом, изменения образа жизни. Суеверно мыслящий человек
верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он
сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли
Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не
хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются
проявлением любви Божией к нам - воспитательным средством, благодаря
которому человек оказывается способным осознать свою немощь,
почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою
жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь
или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через
наветы колдунов. Но мы должны помнить, что ни колдун, ни сам сатана не
окажет на нас влияния без попущения Божия, которое всегда имеет вполне
конкретную цель - укрепление человека в вере и осознание человеком того,
что только Бог - наш единственный Заступник. Бог премудр и милосерден,
дьявол хитер и коварен. Да, многие приметы сбываются, гадания
осуществляются. Но Господь предупредил нас: «По вере вашей да будет
вам». Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути, тем и будете
руководствоваться в жизни. Это очевидно.
- Допустим, человек все-таки хочет избавиться от порчи. Как же ему это сделать?
-
Прежде всего, начисто о ней забыть. Потом осознать, что реальные беды и
скорби, посетившие нас, - от греховной жизни, и они есть действие
благодати Божией, призывающей к покаянию. После этого нужно
откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с
искренним желанием исцелиться от своих грехов, с намерением воспринять
всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к
благодати Таинств Церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во
Христе.
Беседовала
Виктория РОМАНОВА, "Шахцёр"