Священник Константин Кравцов
Ну и главное. Процесс написания стихотворения - это акт покаяния в изначальном смысле слова, сиречь метанойи - перемены ума. Исправление
прошлого через претворения его в устойчивую форму. Кстати, о форме.
Форма - латинское понятие. Его греческий эквивалент - Морфа. С
прописной буквы - потому что это имя собственное: одно из имен
Афродиты, несулчайно возникающей в результате жертвоприношения. а
именно- кастрации. Кастрации Урана (Неба) Кроном (Временем) из пены морской - спущенной в воду 9пущенной по воде) божественной спермы - семени, семенных логосов... Морфа
(Афродита) - это имя (внутренняя сущность) Красоты-Любви-и-Смерти,
связующей, по мнению греков, всей эйдосы (семенные логосы) мироздания,
все корни вещей. Имя космической силы, что, по Проклу, "души, ведомые ввысь, сближает с прекрасным. Ведомые ввысь, т.е. за космические границы.
Есть
только форма и бесформенность (или недооформленность). Форма (Морфа) и
хаос, стремящийся разрушить форму, вернуть ее в дородовую, доразумную
пену, иными словами, есть Красота и есть энтропия. Только Форма (Морфа)
и придает хаосу содержание, которого тот не имеет, формируя его,
оформляя... Это и есть творение из ничего. Это и есть поэсис.
Оформление хаоса. И - прошлого. Преображение времени (тот же хаос,
путаница, мешанина, процесс разрушения связей, угасания энергий) Метанойя.
Кстати,,
"метанойя" может быть переведено и как движение ума (нуса), его
передвижение, перемещение. Нус неподвижен и вместе с тем - движется.
Между прочим, греческие отцы Церкви и язычники-греки мыслили о Красоте
(в христианстве – одно из божественных имен) и Нусе очень сходным
образом. Например, то, что говорит Ареопагит о Красоте, грек мог бы
сказать об Афродите. Ареопагит пишет: «Именно Красота движет и охраняет
все сущее, внушая ему страстное влечение к его собственной красоте». А
вот о Нусе и – Его эросе, а также – милости. Максим Исповедник:
«Бог производит и порождает милость и эрос... Поскольку полный любви
эрос проистекает из Него, можно сказать, что Бог, порождая его,
движется. Но поскольку Он Сам представляет собой истинный предмет
любви, Он приводит в движение все взирающее на Него и испытывающее
любовное влечение согласно своей природе». Собственно,
обычное любовное влечение (будь то чисто животное, инстинктивное
удовлетворение похоти или обогащенное, просвещенное изнутри стремление
слиться воедино не только телесно, но и быть вместе, жить одной жизнью)
и то, что заставляет «работать над текстом» - вещи одного порядка.
Только во втором случае это брак… ну, скажем так, с Музой…. Тоже
совокупление, зачатие, вынашивание, рождение, воспитание (т.е.-
кормление и обучение – до обретения совершеннолетия, и после – до
полной самостоятельности). И еще. Морфа и Морфей – случайно ли это созвучие? Вечные сны, как образчики крови, Переливай из стакана в стакан. Не
просто сны, которым грош цена, а вечные сны… Сны Поэта, которые ты
смотришь вместе с Ним. И нужно ли говорить, что эти сны онтологически
важней так называемой «реальности» - реальной (увы!) реальности
энтропии. Точнее – пока еще реальной, реальной до пробуждения
(воскресения), реальности дурного сна, которому поэт придает
форму, делая его из дурного – золотым. И делая это как бы во сне, а на
самом деле – в состоянии предельной концентрации, в которой разум
бодрствует как никогда и вместе с тем – грезит… Разумеется, все это
относится не к стихам вообще, а тем, о которые, как об утесы
разбивается река времен в своем теченьи. Топящая народы, царства и царей, президентов, скиперов, шкиперов, властителей умов на одну эпоху или на два дня, епископов, архиепископов… Стихи и звезды остаются, А остальное все равно. Между прочим, все равно
здесь не однозначно: можно понять это и так, как равное друг другу, как
некое уравнение иксов, игреков, зетов, как ту же реку, несущую корабли
и обломки кораблей и никогда не поднимающуюся до стихов и звезд,
горящих над ней…
Константин Кравцов |