[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
12:15 О христианской поэзии наших дней. ТИМУР КИБИРОВ |
Священник Константин Кравцов ТИМУР КИБИРОВ
Продолжим разговор о христианской поэзии наших дней. Имя поэта, о котором сегодня пойдет речь, стало известно широкому читателю с начала перестройки, т.е. конца 80-х. Это – Тимур Кибиров. Некоторые причисляли его к концептуалистам, с которыми его связывали дружеские отношения, но сам Тимур таковым себя не считал. «В буквальном смысле концептуалистом я никогда не был и себя так не называл. Хотя ничего постыдного в этом нет - среди концептуалистов есть авторы, которых я глубоко уважаю. Но сам я был всегда традиционным лирическим поэтом. На мой взгляд, поэтические направления друг от друга отличаются не техникой письма, а «художественной идеологией» - такое вот нелепое словосочетание, но ничего изящнее придумать не могу. Моя «художественная идеология» мало чем отличается от поэтов ХIХ века», - признался поэт в интервью православному журналу «Нескучный сад». Почему именно это издание? Потому что последние стихи Кибирова – стихи открыто христианские. Вот, например, такое.
Их-то Господь — вон какой! А у тех-то Господь — он вон какой! А у этих Господь — ого-го какой! Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Такое вот «сравнительное богословие». А вот – догматическое. О богопознании:
Рек безумец в сердце своём — "Несть Бог!” Рек философ в сердце своём — "Умер Бог!” Рек фельдфебель в сердце своём — "С нами Бог!” — Не суди, не суди по моим грехам!
Книга затейливо названа автором «Греко- и римокатолические песенки и потешки». Андрей Кульба, корреспондент «Нескучного сада», – сибиряк, мой знакомец по Литинституту, – поинтересовался, не для того ли, чтобы не отпугнуть фундаментализмом, Кибиров дал такое шутейное названье. Тот ответил: «Это имеются в виду такие, знаете, детские книжки, русские народные потешки, где там: «Ваня-Ваня, простота, купил лошадь без хвоста». Меня давно увлекает эта игра с совсем детскими формами высказывания, по которым, по-моему, все тоскуют: по простоте, по детской незамысловатости. Кроме того, я последние годы пытаюсь английскую поэзию читать в подлиннике, и когда уже начал писать эту книгу, открыл, что была в ХХ веке удивительная английская писательница Дороти Сэйерс. Ее у нас в основном знают как автора чудесных детективов; но она и переводчик «Божественной комедии». А в юности написала две книги стихов, одна из них - «Христианские песни и сказки», из нее я взял эпиграф для своей книжки». Вот еще одно стихотворение из нее:
Из Дороти Сэйерс Замычал в ночи бессловесный вол: Лопоухий в ночи возопил осёл: Слава в вышних Богу! Иа-иа!
Медлительный вол, упрямый осел, – возможно это самоирония. Не так давно мой однокурсник, ныне профессор Кембриджского университета и издатель англоязычного поэтического журнала, поэт Филипп Николаев, прислал мне нигде кроме «местной газетенки», как он выразился, не публиковавшееся интервью с Кибировым. Кроме Филиппа и Тимура в нем принимала участие поэт Катя Капович, жена Филиппа. Так вот, в этом разговоре Кибиров признается: «Я завидую людям, искренне верующим в Бога, потому что на каком-то уровне, как все вменяемые люди, я в него верю. Это вера в нечто абсолютное за пределами нашего мира, но она, к сожалению, не требует перемен в посюсторонней жизни. Поэтому я и завидую по-настоящему верующим. Помимо них, я восхищаюсь людьми, активно делающими добро. Я бы употребил слово "праведники”, если бы оно не имело дурного стилистического привкуса». В разговор вступает Катя Капович: «Уж и не знаю, уместно ли с прашивать в этой связи, что есть добро? Ведь не исключено, что занятие поэзией имеет к нему не меньшее отношение, чем другие, более очевидные поприща?». Тимур Кибиров: «Нет, я убежден, что хороший врач или воспитатель детсада делают большее добро. И это не поза, я действительно так думаю. Хотя это нисколько не принижает того, что делает поэзия и что мне кажется чрезвычайно важным. И не дай Бог ей прекратить существование!». Немного ранее в том же разговоре Тимур Кибиров высказывает, как он сам ее иронично характеризует, еретическую мысль о том, что поэзия – средство, а не цель. Позволю себе напомнить, что Пушкин высказал когда-то мысль прямо противоположную: цель поэзии – поэзия. Также мне представляется не совсем корректным сопоставлять поэзию и труд врача или учительницы на предмет того, какое добро – большее. Если речь идет о подлинной поэзии (всегда редкой), то ее воздействие на немногих (настоящих читателей поэзии всегда мало) принципиально иное, чем воспитание (вариант – обучение, Кибиров любит противопоставлять эстетствующим снобам советскую учительницу), не говоря уже о лечении телесных немощей. Это разные «сферы обслуживания», удовлетворяющие разные «запросы». И, на мой взгляд, поэзия не как цель, а как средство (скажем, для исправления сердец собратьев, их нравственного воспитания – того же обучения, допустим, основам православной культуры в широком смысле) будет не совсем поэзией. Исправление сердец, к которому призывает поэта толпа в пушкинском стихотворении – лишь побочный (и неизбежный) эффект поэзии, не являющейся ее прямой задачей. Поэзия и учит, и лечит Красотой, к которой приобщает тех немногих, кто жаждет к ней приобщиться, кто в этом жизненно нуждается. А Красота, напомню, одно из имен Божьих, также как и Любовь (возможно, самое забытое имя, как пишет Оливье Клеман). Об этом уже шла речь в одной из наших передач. Однако при расхождении в этом пункте я, пожалуй, соглашусь с Кибировым во всех остальных, «озвученных» им в вышеупомянутых интервью. Вот, например, об учительнице, которую Кибиров предпочитает Набокову. Из интервью «Нескучному саду»: «Меня всегда смущала - я это скрывал, а сейчас, поскольку человек пожилой и мало чего боюсь, не скрываю - зацикленность разговоров, касающихся искусства, на формальных моментах. Когда-то это было объяснимо; сейчас становится дурной традицией, поскольку все-таки, кроме игры форм, есть главное - смысл. Формы, какие бы ни были прихотливые или подчеркнуто простые, нужны только для того, чтобы донести до читателя смысл. И о смысле стало уже давно как-то неловко говорить: все боятся быть похожими на советских учительниц средней школы. Эта боязнь какая-то глубоко детская и провинциальная. Но мы уже взрослые и культурные люди! Не надо бояться быть похожими на учительниц, они очень часто говорили более здравые вещи, чем в своих эссе писал мой любимый Владимир Набоков, как это ни парадоксально. И то, что искусство должно служить истине, добру и красоте - это так; потому что иначе оно будет служить лжи, злу и уродству, третьего не дано. Если мы говорим о настоящем искусстве, которое как-то задевает читателя, - оно не может быть нейтральным. Как мне сейчас кажется, те цели, которые я перед собой ставил, не изменились: смеяться над тем, что смешно; плакать над тем, что должно вызывать слезы; гневаться на то, что достойно гнева». Что ж, под этим я готов подписаться. Еще одно стихотворение из «Греко-римокафолических песенок и потешек». Диалог верующего и деиста посредством мобильной связи:
СМС-диалог — …Спасибо, мне очень лестно. — Отнюдь. Я — деист. — Вот и молодец! (смайлик) — Угу. И Валленберг. — Ага, и Гитлер. — Бессмысленный какой-то спор. — У деизма — тьма резонов, Светит точечка одна,
Христианская проповедь в форме «песенок и потешек» – явление в русской поэзии, если я не ошибаюсь, беспрецедентное. Кибиров соединяет неопалимую купину со смайликом, чего до него, кажется, никто еще не делал и это, на мой взгляд, очень плодотворный опыт. Тяжеловесная серьезность, с которой обычно произносятся проповеди, не столько напоминает игравшего словами Христа, говорившего при этом как власть имеющий, сколько книжников и фарисеев. Доброму слову подобает улыбка как святым, по слову Григория Богослова, подобает некоторая веселость. И спасибо Тимуру Кибирову, что он напомнил об этом. Еще две песенки:
"Я не спорю, Боже, Ты свят, свят, свят, Отвечал, подумав, Творец ему — Но глядя на смертные муки Его Теодицея Иван Карамазов, вернувши билет, Прямиком направляется Ваня в ад, Говорит Карамазову старый бес: Я б тебе показал, как нос задирать, Quel scandale, Иван Федорыч, quelle surprise! И несут его ангелы к Богу в рай, Но, блеснувши стёклышками пенсне, Самому решать, куда мне идти! Когда там, на земле, мученья одне, Ладно б взрослые! — Дети! Они-то за что?! Как Ты нам в глаза-то смеешь смотреть?!” Заорала: "Ты что, совсем очумел?! Как же можно так не понять ничего?! И долго её усмирить не мог
«Эта книжка – сказал Тимур Кибиров в интервью «Нескучному саду» о «песнях и потешках» – «дайджест» всего, что я написал. Одно стихотворение там 1986 года. Кроме всего прочего (хотя это двадцатая по степени важности цель) мне хотелось сказать: всё, хватит, я никакой не «современный автор», я совершенно дремучий моралист! И был им всегда. Вот, пожалуйста смотрите: и в 1986 году я писал то же самое, и считаю, что это правильно. Может, я это даже с излишней запальчивостью доказываю. Мы живем в культуре настолько сумасшедшей, что кто-то может углядеть в этом эпатажный жест». И далее: «Мне хотелось показать, что о Христе можно говорить, не впадая ни в кощунство, ни в такое елейное стилизаторство, которое делает бессмысленным высказывание, потому что пролетает мимо ушей. Я попытался то, что люблю, выразить так, чтобы люди, как и я, не укорененные в церковной традиции, а может, вообще не связанные с христианством, что-то поняли. Почувствовали, что это живое и самое важное, что есть».
Петушок, петушок, Петушок, петушок,
|
|
Всего комментариев: 0 | |