Протоиерей Александр Сорокин
О причинах болезней и неудач задумывается едва ли не каждый,
касается ли дело личного здоровья или исторических неурядиц целых
обществ и государств. Кого человек обычно винит в них? Вспомним слова
учеников Христовых в истории исцеления слепорожденного: «Кто согрешил,
он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). В такой
постановке вопроса не остается никакого места сомнению в том, что
болезнь — следствие греха родителей, если учесть, что несчастный слеп
с самого рождения.
Не будем сейчас разбирать знаменитый ответ Спасителя на этот, как
казалось ученикам, почти риторический вопрос, а обратимся к более
древним библейским текстам, чтобы увидеть, из какого богатого
и плодотворного контекста рождается жизнеутверждающий вердикт Христа.
Вот общеизвестные слова из Декалога: «Я Господь, Бог твой, Бог
ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого
рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня
и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 4-6).
Удивляет резкая диспропорция между ответственностью «за вину» —
«до третьего и четвертого рода» и милостью за соблюдение заповедей —
«до тысячи родов». Эта же диспропорция окажется и главной подсказкой,
если принять во внимание, что числа в Библии почти всегда имеют
символический смысл. Тысяча — в Священном Писании синоним бесконечного
множества. Так что речь идет не о том, что милость Божия в триста или
в двести пятьдесят раз больше наказания, а в том, что она несравнимо
больше всего того зла, что творится в мире. Она является вечным,
неотменимым законом Божиим, с которым человеческая вина несопоставима.
И если люди возвращаются к слушанию Бога, то радость и веселье входят
в человеческую жизнь подобно тому, как солнце, восходя с востока,
изгоняет мрак и все наполняет светом. Однако это не означает, что
безобразия, которые творят люди и которые потому и безобразия, что
являются нарушениями Закона Божия, проходят бесследно для последующих
поколений и вообще для окружающего мира. Если родители — алкоголики или
наркоманы, то скорее всего зачатые, рожденные и выращенные ими дети
будут страдать, если не физическими, то душевными недугами. Если
в отдельно взятой стране провести эксперимент по истреблению тысяч
граждан и целых сословий, то не стоит ожидать нравственного, а значит
и материального процветания поколений, пришедших на смену
экспериментаторам. При этом библейская заповедь дает довольно
оптимистическую оценку того, как долго будут действовать эти
последствия — три-четыре поколения. Не так уж и много по историческим
меркам. Другой библейский текст недвусмысленно утверждает персональную
ответственность каждого человека за свои грехи перед Богом. Это
развернутое рассуждение пророка Иезекииля, изложенное в его книге. Приведем лишь начальные слова: «Зачем вы употребляете
в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград,
а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог,—
не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души —
Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет»
(Иез. 18, 2-4). В этих словах отчетливо слышен тот полемический напор, с которым они
были когда-то произнесены. Пророку было с кем спорить: попав
в вавилонский плен, иудеи мучительно искали виновников своего
несчастья и, как всегда, первое, что приходило в голову,—
вина предков, отступивших от Бога. Иезекииль с жаром возражает:
ответственный за грех — только тот, кто его совершил. Объяснение этой
простой, но трудно усвояемой истины также удивительно просто
и неотменимо: «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог;
но обратитесь и живите!» (Иез. 18, 32).
Итак, слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех
дурной генетикой. Какое бы наследство мы ни получили от предков, всегда
есть возможность творить правду. Эпизод со слепорожденным доводит эту
мысль до логического конца: между телесным недугом и грехом нет
абсолютной, наследственной связи. Источник
|