Приветствую Вас Гость!
Вторник, 27.07.2021, 16:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS     (translate.google.com)

Друзья сайта

Собор.by

Слуцкая епархия

Православные сайты

wwjd.ru: Христианская поисковая система. молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь  Союз православных граждан Казахстана

Поиск

Поиск

Поиск в православном интернете: 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Форма входа

Икона дня

Сегодня

Наш опрос

Сколько Вам лет?
Всего ответов: 451

Православное ТВ

Новое видео

00:03:56

Документальный фильм "С нами Бог"

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:40

Наследие колокольного звона Белоруссии

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:36

Мульткалендарь. 9 февраля

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:52

Мульткалендарь. 11 мая

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:15

Мульткалендарь. 5 июня

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:02:58

Митрополит Павел в Солигорске

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:04:03

"Holy Doctor" by Kseniya Simonova - "Святой Врач"- фильм Ксении Симоновой (2013)

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:25

Колокольный звон над Солигорском

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:15:35

30 июля. Святая великомученица Марина

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:11

Блаженная Валентина - народом нареченная святой

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

ФОМА

Блоги

Главная » 2013 » Январь » 19 » ЛЁЛЬКИ И ВОСПРИЕМНИКИ. 2 : МЫСЛИ О КАТЕХИЗАЦИИ И РОЛИ В НЕЙ ОБРАЗА СВЯЩЕННИКА
17:11
ЛЁЛЬКИ И ВОСПРИЕМНИКИ. 2 : МЫСЛИ О КАТЕХИЗАЦИИ И РОЛИ В НЕЙ ОБРАЗА СВЯЩЕННИКА
Священник Сергий Круглов

В последнее время веяния в жизни нашей Церкви таковы, что слово «катехизация» у всех на устах, и его научились говорить без ошибок даже самые неграмотные из прихожан. То, что люди, желающие принять крещение, должны знать, во что они встрянут – несомненно для всех; споры ведутся вокруг частностей: как именно оглашать катехуменов? В каком объеме, в какой форме, делать ли из этого «обязаловку» или поступать либерально, памятуя, что невольник – не богомольник, как подготовить самих катехизаторов, будут ли они работать, как всегда, «за послушание» или им надо платить зарплату, и прочее, и прочее?.. Где-то, как в знаменитой общине о.Георгия Кочеткова и иных таких же, катехизация давно поставлена на широкие рельсы, где-то всё только начинается, в каких-то храмах катехизические лекции введены в обязательные указом архиерея, то есть попросту – тебя или твоего ребенка не покрестят, пока не посетишь столько-то занятий ( многие не желают и едут искать крещения в другие епархии – и только ли в том причина, что, по слову Пушкина, «мы ленивы и нелюбопытны»?...), а где-то, как например у нас в приходе Спасского собора, посещение ежесубботних катехизаторских бесед при Воскресной школе – дело добровольное (но посещаемость, опять же, увы, весьма невысока), так что основной упор остается на еженедельную телепередачу на городском телевидении, из которой желающие креститься могут узнать ,как подготовиться к принятию этого таинства, да на огласительные слова священника непосредственно перед крещением, когда люди уже собрались и деваться им некуда…

Вопросов в этом деле – куда больше пока, чем ответов… Один из вопросов таков: как известно, учится содержанию веры Христовой человек-христианин не только перед крещением, но и всю жизнь, и катехизация – не только чтение лекции, голая передача информации, но и косвенное научение катехумена и новоначального жизни во Христе – в частности, примером священника… Каково значение образа пастыря в деле катехизации? Такой вопрос нам, благочинническим катехизаторам, предложили осмыслить руководители курсов катехизаторов при Красноярской и Ачинской епархии на одном из занятий. Нижесказанное – только лишь набросок, предварительный плод этих размышлений…

Замечательный православный пастырь ХХ века митрополит Антоний Сурожский говорил: «Никто не может прийти ко Христу, если не увидит свет Христов на лице человека». Первым и главным из тех человеков, кого встречает приходящий ко св. таинству крещения, бывает священник, пастырь, сам облик которого имеет огромное влияние на крещаемого. Верующий народ давно заметил, что облик пастыря во многом влияет на стадо, отразив это в мудрой поговорке: «Каков поп- таков и приход», и эта простонародная истина остается истиной и по сю пору.

Каким должен быть священник – напоминает св. апостол Павел (о нем так говорил другой замечательный пастырь ХХ века, о.Александр Мень: «На кого нам, священникам, равняться? Пример Христа слишком высок – но будем равняться в своем служении на апостола Павла…»). У каждого священника на наперсном кресте, который вручается архиереем во время хиротонии у Св.Престола, начертаны слова из послания ап.Павла к ученику его Тимофею:
«…образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».(1 Тим., 4-12)
Этим кратким, но ёмким наставлением полностью исчерпывается назидание священнослужителю , как он самим собою может послужить научением катехумену о том, каким должен быть христианин.

Слово, житие, любовь, дух, вера, чистота – через всё это, увиденное и воспринятое через пастыря доброго, человек, взыскующий Бога, приходящий в Церковь как дитя-бродяга, намучившееся в странствиях на стране далече и желающий вернуться домой, туда, где ждет его Бог-Отец и братья и сестры, учится и сам бытованию со Христом . Стоит ли говорить о том, какой высокой степени совершенства должен все эти качества иметь в себе (по крайней мере, остро желать иметь и глубоко каяться, если не имеет) священнослужитель! Какие же именно свойства предлагаются быть «образом верным», что священник должен явить христианину с первых же его шагов в сторону Церкви, т.е. при катехизации как до, так и после совершения над ним св. таинства крещения?

Словом. - Донесение до человека слова Христова – одна из главнейших обязанностей пастыря. К сожалению, памятное многим советское время, когда живая церковная проповедь преследовалась соответствующими органами атеистического государства, немало способствовало тому, что определенная часть духовенства укоренилась в мысли: дело священника – служба и требы, и не более того, а многие и вовсе усвоили недолжный взгляд на Церковь как на своеобразный этнографический заповедник, в котором главное – совершать служение в жреческом духе (не разумея того, что в свершении Евхаристии священник – только лишь предстоятель собрания, но Дух Святый подается Господом «на ны и на предлежащия дары сия» по молитве всех собравшихся верных) , держа прихожан на расстоянии, и по-старообрядчески «консервировать» внешние проявления православной обрядности и материальной культуры, считая именно их, а не Христа и человека , главными и неприкосновенными святынями Церкви. Для носителей такого мировоззрения характерен взгляд: чтение Св.Писания не по-церковнославянски, а на современном языке, есть едва ли не ересь (таковые не замечают, что сами же становятся последователями древней ереси «триязычия» и сторонниками гонителей равноап. Кирилла и Мефодия, некогда приблизивших Св.Писание к славянским народам), чем более архаичен язык проповеди, чем менее в него проникают реалии, смыслы и вызовы современного мира (который, разумеется, необратимо «во зле лежит»), чем более «магически» , минуя смысл, воздействует на прихожанина Богослужебное пение, чтение в храме Св.Писания ,проповедь с амвона – тем более это благочинно и спасительно. Нередко результатом этого является факт падения у приходящих в храм вообще интереса к слову Божию, так что слышащий это слово не только им не назидается, но и теряет вообще веру в то, что это слово имеет хоть какое-то отношение к насущным проблемам его души и его жизни… Для пастыря при катехизации, как до -, так и посткрещальной, жизненно необходимо уметь донести Евангелие до человека. Для этого, конечно, надо самому жить им, иметь именно Евангелие прежде всего основой своего мировоззрения (как говорил преп. Серафим Саровский , напитаться им так, чтобы ум полностью плавал в смыслах Св.Писания), и соответственно – уметь произносить это слово на понятном современному человеку языке, уметь дать понять, почему всякое слово и смысл Евангелия и Символа веры насущно необходимы нам, именно в нашей ежедневной жизни. Но вместе с тем для пастыря немаловажно и иметь смирение и покаяние, дабы не возомниться чрезмерной своей «учительностью» и не впасть в искушение , в угоду настроениям современности, превратно истолковывать слово Евангелия не в духе Христовом, а от ветра главы своея. Кратко говоря, слово Евангелия только тогда воздействует на катехумена, когда пастырь произносит его и как жизненно важное для себя самого, и на языке, понятном слушающему, но не искажая смысла, заложенного в это слово Спасителем.

Житием. – Вполне понятно, что лицемерие со стороны священника, который проповедует прихожанам одно, а сам живет совершенно по-другому, губительно для дела Христова. Говоря по-простому, священнику следует не врать ни самому себе, ни приходящим людям. Как священник живет, как одет, как выглядит, говорит, ведет себя с людьми не только в храме, но и на улице, в транспорте, в магазине и т.д. (всякий из собратий-сослужителей знает это внимание народа к носителю сана в любой житейской ситуации) – все это тоже негласный вид катехизации . Конечно, далеко не каждый из нас стяжал уровень жития равноангельский – но священнику надо хотя бы иметь внутреннее покаяние и мужество признавать свои недостатки не только в уединенной молитве к Богу, но и пред Церковью, и пред всяким вопрошающим его ближним.

Любовию. – Заповедь о любви – главная заповедь Божия. В чем может выражаться эта заповедь в случае катехизации? Прежде всего – в отношении священника к пришедшему и желающему креститься. Надо заинтересоваться вот этим конкретным человеком: «Кто ты, откуда? Зачем пришел в Церковь? Чем ты живешь, что тебя заботит, чего чаешь в жизни, как относишься к Богу, кто Он для тебя? Мы с тобой, возможно, люди совершенно разные – но вот Христос Спаситель у нас один, именно Его голос позвал тебя сюда, вот это, и это, и это Он уже сделал для нас с тобой, для твоей конкретной жизни, и вот это и это Он предлагает именно тебе, если ты вступишь через крещение в Его Церковь…» . Если катехумен видит, что он лично никак священнику не интересен – то никакие самые блестяще и правильно составленные огласительные лекции благого результата не принесут.

Духом. – «Горение духа» - вовсе не только красивое выражение. К сожалению, скорби и тяготы жизни, реалии современного мира, лежащего во зле, нередко стараются приучить нас к цинизму, к неверию в то, что Бог подает Духа не мерою всякому, кто только желает его стяжать. У врачей есть выражение «эффект эмоционального выгорания». Подобное у служителя Церкви можно назвать «угасанием духа» - той бедой, об опасности которой предупреждает ап. Павел : «…Духа не угашайте…»(1 Фес. ,5,19-20). Все усилия, в первую очередь – молитва к Господу, который благодатно укрепляет и восполняет недостатки Своего служителя, потребны священнику для поддержания в себе горения духа. Св.крещение – не только обряд вступления нового члена в Церковь, и не только момент его отречения от прошлой жизни и начала новой, но и обновление его духа, запечатление его новыми дарами Духа Святого, подаемыми в присоединяемом ко крещению таинстве миропомазания. И большой ущерб этому делу может быть нанесен, когда пастырь, сам духовно потухший, никак не может служить для катехумена образцом духовного горения .

Верою. – Об обязательности наличия веры у священника , думается, нечего и говорить особо. Один простой человек сказал: «Прихожане все простят батюшке, любые грехи, лишь бы только он служил с верою… Кто служит хоть и немощно, и ущербно, но с верою, тот все-таки служит Христу, а кто хоть и внешне все делает правильно, но сам не верует, тот служит бесу…». Человек онтологически связан с Богом не только отношениями твари к Творцу, но и отношениями сыновства . Гены Божии - Его образ - есть в каждом человеке, каков бы он ни был, и вера – неотъемлемая часть этого образа, скажем так , это некий мускул духа человеческого. У кого-то он слаб, у кого-то развит, у кого-то атрофирован – но есть у каждого. И помочь катехумену укрепить этот мускул веры может только тот священник, кто сам укрепляет его в себе.

Чистотою. – И это обязательное условие, как и прочие, выраженные в словах апостола, начертанных на священническом кресте, говорит о важности личного примера священника в деле научения катехумена основам веры Христовой. И чистота его собственного жития по Богу, и ясное научение чистоте веры: что есть истина Христова и неизменяемая основа вероучения, а что – искажение, суеверие, лжеверие, что есть добродетель, а что – грех (каковое научение особенно важно для катехумена, приходящего в Церковь из современного мира, где все бытийственные, духовные, нравственные понятия размыты и искажены), чрезвачайно важны в деле катехизации.

שם השם, כציפור גדולה, פרץ מתוך חזי
Категория: Благо блогосферы | Просмотров: 812 | Добавил: Елена | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]