Священник Константин Кравцов
В прошлой передаче мы говорили о рок-музыке, точнее, о том, что в
своих суждениях о ней – в целом и в частности – наши православные
публицисты, проявляя полную некомпетентность, обвиняют рок-музыкантов в
сатанизме, на иглу которого они подсадили весь мир, передавая
зашифрованные, обнаруживаемые лишь при прокрутке пленки западом наперед
послания, вроде «поимей меня, мертвый человек». Если отбросить явный
бред, в чем-то эти обличители, возможно и правы. Рок-музыка,
несомненно, очень неоднородное явление, требующее духовного анализа,
который, насколько мне известно, до сих пор не был предпринят.
Рок-музыка – это стихия, а стихия бывает и разрушительна.
Происходящее на рок-концертах скорей всего любому из наших
«благочестивых предков» показалось бы ни чем иным как беснованием.
Однако употребляя столь ярко – и мрачно – окрашенные характеристики
нужно, грубо говоря, отвечать за базар, т.е. во-первых досконально
знать предмет, а во-вторых находить, говоря о нем, адекватные
выражения. Взять, например, Мика Джаггера, речь о котором шла в прошлую
субботу и чья песня «Симпатия к дьяволу» послужила поводом для
обвинения его в сатанизме лишь по одному своему названию, при незнании
текста, либо – игнорировании его. Наши ревнители благочестия объявили
его гимном сатане, не дав себе труда вникнуть, о чем поет Джаггер. Но
если следовать такой методологии – выносить суждение лишь по названию –
можно обвинить в том же самом и автора «Бесов», как замечает
православный интернет-публицист Владимир Чубуков, а сам роман
заклеймить как воспевание революционной вакханалии. Нужно ли говорить
лишний раз, что на самом же деле как роман Достоевского, так и
злосчастная «Симпатия» – ни что иное как предупреждение и напоминание о
реальности инфернальной силы, в чье существование с некоторых пор
перестали верить?
В этом отношении интересно интервью с гитаристом «Роллинг стоунз»
Китом Ричардсом, записанное через год после трагедии 11 сентября. «Зло
– люди имеют склонность прятаться от него и надеяться, что все само
собой уладится, и оно не достигнет своей ужасной кульминации. "Sympathy
for the Devil” очень своевременна сейчас, после 11 сентября. Вот оно
опять, во всей своей красе. Песня была написана в суматошное время.
Такой международный хаос, как тогда, был впервые со времен Второй
Мировой войны. И дело не в крушении идеалов мира и любви. Тебе хочется
думать, что мир идеален. Все просто упертые в это. Но с тех пор, как
Америка испытала этот ужас, уже не спрячешься. Приходится признать, что
зло существует, и бороться с ним всеми возможными способами. "Sympathy
for the Devil” – это песня, в которой говорится: "Не забывайте о
дьяволе. Если вы противостоите ему, он остается без работы”».
О том же говорит и Новый Завет. Что же получается? «Симпатия к
дьяволу» – не гимн сатане, а христианская проповедь? Да, получается
так. Наши православные публицисты оклеветали рок-музыканта подобно
фарисеям, видевшим в словах и чудесах Христа действия Вельзевула, князя
бесовского.
«Осторожно – сатанисты!» вопиет некто Павлов и как знаком помнящим
советские времена этот стиль пропагандистских брошюр, названия которых
начинались с «Осторожно». И дальше: «Сам Джаггер считал себя
"воплощением Люцифера”, что подтверждается названиями и содержанием его
трех песен: "Симпатия к дьяволу”, "Их Сатанинское Величество” и
"Заклятия моего брата-демона”»
С «Симпатией» мы кажется разобрались. Насчет воплощения Люцифера –
не знаю, но, думаю, если Джаггер и брякнул такое то только эпатажа
ради, да и брякнул ли – не уверен. Теперь что касается «Сатанинских
величеств» и «брата-демона», будто бы подтверждающих своим содержанием
одержимость суперзвезды нечистой силой. В качестве адвоката дьявола,
сиречь Джаггера, я снова предоставлю возможность выступить Владимиру
Чубукову. Цитирую: «Что касается песен «Их Сатанинское Величество» и
«Заклятия моего брата-демона», то здесь – надо признать это честно –
оправдать Джаггера совершенно нечем. Нечем по той причине, что таких
песен у него просто нет. Ну, а на нет, как известно, и оправдания нет…
«Их Сатанинское Величество» – это название пластинки Rolling Stones
1967-го года Но на этой пластинке песни с таким названием нет. Что,
вообще, характерно для этой группы – давать пластинкам названия, не
совпадающие с названиями песен. Поэтому когда Павлов говорит, что
«факт» самоидентификации Джаггера в качестве воплощения Люцифера
подтверждается не только названием, но и содержанием «песни» «Их
Сатанинское Величество», то, надо полагать, он имеет ввиду содержание
всех песен на данной пластинке. А там – несмотря на такое страшное и
ужасное название – безобидные лирические песенки. В чем легко
убедиться, прочитав их тексты… В этом альбоме даже ничего социально
острого нет – настолько он безобиден...
А «Заклятия моего брата-демона» – это короткометражный фильм Кеннета
Энгера, американского режиссера-авангардиста. Мик Джаггер написал для
этого 11-минутного фильма музыку – именно музыку, а не песню. После
этого сотрудничества Энгер, кстати, предложил Джаггеру роль Люцифера в
его следующем фильме "Lucifer Rising” = «Восход Люцифера», но Джаггер
отказался. Что немного странно для того, кто «считал себя воплощением
Люцифера»… Меня удивляет, – продолжает Владимир Чубуков – неужели
наслаждение пнуть какого-нибудь Мика Джаггера бывает настолько острым и
сладостным, что ради этого можно переступить через заповедь «не судите
по наружности, но судите судом праведным»? А тут ведь даже и не по
наружности судят, еще хлеще – по одним только названиям. И более того –
судят человека по названию фильма, автором которого он не является».
Владимира удивляет, а меня не очень: крыть «гнилой запад»,
переименованный коммунистами в «загнивающий капитализм» – наша, увы,
давняя, застарелая болезнь, вошедшая неотъемлемой составной частью в
советскую идеологию. А нынешнее русское православие, к несчастью,
зачастую ни что иное как та же самая советская идеология, переодетая в
раззолоченные пышные ризы имперско-фарисейского самодовольства и
нетерпимости ко всему тому, что «не наше». Скорый на расправу
обскурантизм, похоже, вообще соприроден религиозному сознанию как
таковому, и у каждой эпохи свой молот ведьм, свои – пусть виртуальные –
аутодафе. Кстати, об аутодафе. В устраиваимых нацистами книжных кострах
горели не только труды Маркса и Фрейда, но и просто порнографические
издания. Как в фашистской Италии, так и в нацистской Германии довольно
успешно и быстро справились с таким «сатанизмом» как порнографии,
наркотики, преступность, смогли не только избежать «великой депрессии»,
но и поднять экономику, повысить рождаемость; не только на словах, но и
на деле создать сильные государства. Был, кстати, и религиозный фашизм,
и даже православный, например, в Румынии. Причем, во главу угла там
ставилась не раса, как в Германии и не сильное государство, как в
Италии, а именно православие. Румынские фашисты регулярно причащались,
что не помешало им как бесам Достоевского повязать друг друга кровью
убийством изменника их идеям. К чему это я? А к тому, что начинают с
сожжения порнографии, а кончают сожжением половины Европы. Обвинения в
сатанизме очень легко переходят в сам сатанизм. Борьба со злом слишком
быстро становится не меньшим злом чем то, с каким она борется. Об этом
и напоминает евангельская притча о плевелах и пшенице: не трогайте
сорняков, чтобы не повредить урожаю, оставьте расти то и другое до
жатвы…
o-k-kravtsov.livejournal.com Культурная Эволюция
|