Списки населенных мест Минской губернии, 1879 год
Село Старчичи расположено в
местности низменной, но не орошаемой никакою рекою. Село расположено
также при проселочной дороге в город Слуцк и в местечко Тимковичи. В
5-ти верстах от села, в имении Старчичи, находится деревянный
римско-католический костел, в котором изредка совершаются богослужения
приезжими католическими ксендзами.
До 1670 года дремучий лес, носивший
название «Стражево», покрывал эту местность, где ныне находится
Старчицкая Петро-Павловская церковь. Здесь, на Вышековской горе, по
случаю явления Богоматери некому Льву Шопому, в 1670 году был построен
монастырь. Здания сего монастыря состояли из деревянных церквей –
Рождество-Богородичной и Петро-Павловской.
22 сентября 1678 года здесь
был святой Дмитрий Ростовский и покланялся чудотворной иконе Божией
Матери.
В 1738 году монашеские келлии были истреблены пожаром и вновь
были отстроены за средства Слуцкого монастыря. В 1818 году монастырь
был закрыт, а церковь стала приходской.
Настоящая Петро-Павловская
церковь расположена в двух верстах от селения. В 1873 году она была
вновь отстроена прихожанами. На это было израсходовано 2000 рублей.
Зданием сия церковь деревянная на каменном фундаменте, сложенная из
брусьев и имеет вид продолговатого креста. Церковь покрыта листовым
железом. Имеет три глухих купола. Снаружи вся церковь окрашена в
зеленый цвет, а стены в перламутровый. Иконостас в церкви старого
устройства, дощатый, исправленный в 1860 году, покрашен масляной
голубой краской, с вызолоченными карнизами и рамами. Иконостас состоит
из 38-ми икон, писанных в византийском стиле и расположенных в четыре
яруса.
По правую сторону от царских врат, на том месте, где должна
размещаться икона Спасителя, издревле находится явленная чудотворная
икона Богоматери с предвечным младенцем. Данная икона писана на доске
длиною всего в 1 аршин 10 вершков (1,1557 метра – прим. ред.) и шириною
в 1 аршин 3 вершка (84,45 см – прим. ред.). Украшена икона серебряною
вызолоченной ризою чеканной работы.
Во время пожара в 1738 году,
испепелившего Старчицкий монастырь, погибло описание многих чудес от
сей иконы. Впрочем, в бумагах архива Слуцкого Свято-Троицкого монастыря
упоминается о трех чудесах, в том числе и об исцелении некой слепой
женщины, которое произошло при основании Старчицкой церкви. В келейной
летописи святой Дмитрий Ростовский говорит, что 14 июля 1678 года он
был в Старчицах для поклонения чудотворной иконе Богоматери, и во время
литургии в воскресный день исцелились две больные головою и глазною
болезнью, один бесноватый, одна женщина от внутренней болезни и одна
глухая женщина. Святой Дмитрий Ростовский 22 сентября 1678 года опять
был в Старчицах для поклонения чудотворной иконе, от которой, по его
словам, в 20 неделе свершилось 76 чудотворений. Народ и в настоящее
время (1879 год) благоговейно чествует эту икону.
Есть в Старчицкой
церкви и другая чудотворная икона Богоматери, именуемая Смоленской,
величиной в одну четвертую аршина (17,78 см), изображенная на круглой
деревянной доске в резной золоченной раме, украшена серебряной
вызолоченной ризою. На оборотной стороне данной иконы сделана следующая
надпись: «Сия чудотворная икона Богоматери была в палатах князя
Григория Осолинского и объявила ему двоекратно, что надо отдать ее в
церковь монастыря Старчицкого. Он же, Осолинский, прилежно испытав и
расспросив о нареченном монастыре, сам немедленно из Смоленска привез
ее в церковь 2 февраля 1698 года».
Эта икона и ныне (1879 год)
благоговейно чествуется местным и окрестным населением.
В состав
прихода входит пять следующих селений: Старчичи, Поповцы, Замогилье,
Мозали и Веска, последняя в 6-ти верстах от церкви и это самый дальний
пункт прихода. Прихожанами считается мужского пола 1105 и женского 1134
души. Почти все они крестьянского сословия и занимаются земледелием и
скотоводством. В религиозном отношении все прихожане знают повседневные
молитвы, соблюдают праздники, посты и другие уставы православной
Церкви. Нравственная сторона их жизни безупречна, так что грубых
пороков и выдающихся злых наклонностей, кроме общего недуга –
наклонности к винопитию у них не замечается. Предрассудки и суеверия,
унаследованные ими от предков, упорно держатся.
При церкви учреждено
церковно-приходское попечительство и в 3-х деревнях находятся начальные
школы для обучения в них чтению и повседневными молитвами, но за
скудностью материальных и педагогических средств, учебное дело идет в
них неудовлетворительно. Развитие грамотности в приходе ничтожно и
достигает не более 3% всего населения. |