[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Утраченные святыни |
Хотите узнать интересные факты истории нашего края? Электронный Солигорск при поддержке отдела культуры начинает исторический проект о наследии Солигорского края. Мы расскажем, покажем и, надеемся, удивим вас подлинными фактами давней истории наших мест. Большинство существующих деревень нашего района имеют более чем 500-летнюю историю. Периодически мы будем публиковать рассказы и фоторепортажи о различных местах, аутентичных обрядах, интересных фактах и современных жителях района. * * * * *
Эта деревня под сегодняшним названием известна с 1606г. как собственность князя Радзивилла. В «до-радзивилловские времена» деревня упоминается под названием Куничное с XIII в. Из различных публикаций о Кривичах следует, что самым известным местом в этом регионе была Кривичская Проща. Мы неоднократно побывали в этом месте, побеседовали со многими старожилами и нашли подтверждение нашим находкам.
В Беларуси прощами называли благодатные места, где находился храм в честь Богородицы, куда из различных мест раз в месяц - первое Молодиковое воскресенье - съезжался народ, чтобы вымолить прощение, простить и просить о нуждах. "ПРОЩА - чудесное исцеление недугов. ... и болшая отъ него проща." // Словарь русского языка XI-XVII вв: - Стр. 12. К прощам обращались с мольбами об исцелении от бездетности, легких родах и здоровых детях. «Хлапец-удалец» // Сказки и рассказы 1890-1923гг., А.К.Сержпутовский. Именно о ежемесячном обряде – Молодиковом воскресенье – мы и поведем свой рассказ. «Маладзiковая
Нядзеля» - значит первое воскресенье после новолуния, в которое
совершалось богослужение чудотворному образу Божьей Матери. Всех влекло туда чувство искренней веры в помощь Заступницы Небесной, надежда на получение исцеления от болезней и тяжких страданий. На
окраине деревни Кривичи, на значительном возвышении и каменном
основании стояла маленькая, деревянная, двух-купольная церковь
посвященная чудотворной иконе. Справа от церкви была устроена маленькая
часовня, или, как говорят у нас - каплица. С рассветом вся завшицкая дорога (д.Завшицы Солигорского р-на) наполнялась богомольцами. Из соседних деревень - Чижевичи, Чапличи, Царовцы (ныне Кирово, Слуцкий район), Романово (ныне Ленино, Слуцкий район), Иваничи, Пруссы, Погост, Доросино – тянулись возы и брички с паломниками. Приезжали также коляски из Слуцка, Игуменя (г.Червень Минской области), Минска, а иногда и кареты из соседних губерний к Кривичскому кладбищу, где находилась Кривичская Проща. При первом звуке колоколов погост наполнялся народом, так что становилось тесно, и запоздалый богомолец мог стоять лишь за оградой Прощи. Часть народа входила в церковь, всем невозможно было поместиться. Народу собиралось столько, что буквально нельзя было птице пролететь между голов молящихся. Все молились и падали ниц пред Всемогущею Заступницею. Одни стояли с обращенным к иконам взором и, ударяя себя руками в грудь, со вздохом повторяли молитву мытаря. Другие лежали ничком, с распростертыми руками, и шептали покаянные псалмы. По окончании литургии следовал крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Некоторые, особенно женщины, по данному обету, на коленях следовали за образом, заставляя то же делать и своих детей. Ход повторялся трижды, пастырь с клиром останавливался у каплицы и читал Евангелие. В конце службы все пели славословие Пресвятой Богоматери. Картина была величественной. Большая часть народа возвращалась домой только к вечеру. За оградой погоста собиралась небольшая сельская ярмарка - со сластями, пряниками, даже с живыми курами, гусями и тому подобным. Так как Кривицкая Проща принадлежала к Завшицкому приходу, то и обязанность принимать и угощать гостей лежала преимущественно на завшицких жителях. Почти вся соседняя деревня Завшичи (ныне деревня Завшицы в нескольких километрах от дер.Кривичи) превращалась в бесплатную гостиницу. В каждом доме непременно останавливалось несколько гостей, зачастую вовсе незнакомых путешественников. «Чем богаты - тем и рады!», - обыкновенно приветствовали зашедших в гости богомольцев. Автор приводимого нами очерка отмечает, что вообще весь Слуцкий уезд отличался хлебосольством, радушием и редким гостеприимством. Хозяин и хозяйка с радостью встречали гостей у ворот и провожали их в свои хаты. Интересен сам быт нашего края, и мы умышленно приводим некоторые подробности. … Длинные столы, покрытые чистыми скатертями, были заставлены всеми возможными кушаньями, но между ними первое место занимала яичница и домашний сотовый мед. Тарелками и вилками почти нигде не пользовались - не потому, что не знали об их существовании, но потому что считали их излишними. Говорили: «Душа меру знает, к чему наливать в тарелки?» Кроме
яичницы и меда подавали жидкие горячие кушанья, а именно капусту (щи),
бураки (борщ), крупень и ли крупник (суп), зацирку (род лапши и клецок). А теперь вернемся к завшицкой трапезе. Гости садились за столы, хозяева и их взрослые дети стоя угощали посетителей обедом. Старики и старухи снимали с себя тяжелую одежду. Молодые парни и девицы, из уважения к старикам, не смели снять с себя лишней тяжести и только после многократного понукания решались снять свои суконные (даже и летом) свиты, и скромно, почтительно садились рядом. После обеда старики обыкновенно отдыхали, а старухи с хозяйкой отправлялись в огороды. Хозяйка хвалилась своим хозяйством, хлевами, прядивом. В это время молодые парни и девицы, вместе с детьми хозяев отправлялись гулять по деревне или в ближайшую рощу. В общем, это было время знакомств и общения молодежи из разных деревень и местечек. Кровавые события начала XX века прервали древние традиции. В 1930-е гг. церковь и каплица, находившиеся в Кривицкой Проще, были разобраны большевиками, богослужения были запрещены, служители церкви попали в ссылку, но верующие продолжали втайне посещать святое место для поклонения. Из бесед со старожилами деревни мы выяснили, что материалы разрушенной Кривичской церкви были использованы для постройки сельского клуба. По их же свидетельствам, во время немецкой оккупации (с 1941 по 1944-й гг.) немецкие власти разрешили воссоздать алтарь прямо в клубе, и люди снова проводили богослужения. После освобождения Беларуси богослужения были снова запрещены. Кривичская Проща в наши дниБлагодатное место осталось в памяти людей и сегодня. В 1992г. на месте Кривичской Прощи местные жители своими силами построили часовню, посвященную Казанской Богоматери, где трижды в год в дни празднования иконы проводятся богослужения. Сегодня на месте бывшего алтаря, под открытым небом, установлены три креста с иконами святых. Кривичане бережно заботятся об оставшихся святынях – камнях из фундамента разрушенной церкви. Их чистят, укрывают накидками. Ниже мы приводим фоторепортаж и намерены продолжить наше повествование, в котором приведем дополнительные факты из истории древней деревни, а также беседы со старожилами. Кстати, воскресенье – 15 августа является очередным молодиковым воскресеньем. Каплица, построенная в 1992г. Камень из основания разрушенной церкви.
| |||||
Просмотров: 4125 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |