| Икона Божией Матери Троеручица | Русский
народ издревле нашел в своей душе единственно верное слово в обращении
к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как
родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением:
«Матушка!» Люди духовно увидели, что не в каком-то условном
аллегорическом смысле, а в высшей онтологической действительности
Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой —
Матерью каждого верующего.Протоиерей Лев Лебедев События,
положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы»,
относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины
императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан,
отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и
смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском
Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в
том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин,
богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Церковь отмечает 4
декабря). Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял
письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих
преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма
Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки,
немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси
иконоборческой. | Дамаск. Современный вид. | Взбешенный
император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия,
решил коварно извести Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам
тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное
письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что
город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско
может без труда им овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со
стороны первого министра.Такое поддельное письмо император и
послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна,
желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить. Халиф
впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего министра,
повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал
изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на
базарной площади. Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее –
от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил
ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, памятуя прежнее
усердие своего министра, ответил согласием. Затворившись в доме,
Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву.
Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту
Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во
славу Владычицы. В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой». | Святой преподобный Иоанн Дамаскин | Пробудившись,
Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в
дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...».
Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу. Устыженный халиф
просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам
государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на
служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы
Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес
икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он
прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое
из серебра.С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица». Образ
пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был
поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же
на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на
ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей он сам
дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря.
Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки
ослика стали ежегодно совершать крестный ход. Однажды в
Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди
братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одному
затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак
этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица»
чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское
место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет
священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где
хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают
иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена. Во
времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки
признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены
Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук. «Троеручица»
издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с
первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661
году хилендарские иноки прислали один такой список в дар
Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой
список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах
(Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что
храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не
закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим
образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной
западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и
перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные
моления. Чудотворные списки с самого первоявленного афонского
образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в
московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце
церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском
Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах. |