[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Свято-Никольский приход г.п. Красная Слобода |
На сегодняшний момент церковь в честь Святителя Георгия снаружи представляет собой форму ковчега. Здание сложено из кирпича и пеноблоков, оштукатурено и окрашено в белый и желтый цвета. Иконостас простой, построен в два яруса. Престол один, освященный Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Минским и Слуцким Патриаршим Экзархом всея Беларуси в честь святителя Георгия Конисского. На престоле находится антиминс, выданный в 1991 году для Свято-Никольской церкви г.п. Красная Слобода. Мы расскажем о жизни и деятельности Святителя Георгия Конисского. Здание хорошо сохранилось до нашего времени и является интересным памятником жилищной архитектуры. Оно расположено так, что вместе с бывшей Спасо-Преображенской церковью составляло единую панораму, которая раскрывалась как со стороны Днепра, так и со стороны ул. Ленинской (Ветряной), откуда открывался главный подход к дворцу. Перпендикулярно дворцу, создавая вытянутый дворик, размещались монастырские кельи, которые образовывали архиерейский двор (не сохранились). В плане дворца центральное место занимают вестибюль с парадной трехмаршевой лестницей и ориентированный в сторону Днепра зал для приемов. Оставшиеся комнаты первого этажа отводились под службы. На втором этаже находились спальня, кабинет и библиотека. Третий, аттиковый этаж, был предназначен для хозяйственных нужд. В монументальном строгом объеме дворца и его декоративной отделке совмещаются черты барокко и раннего классицизма. Пластическое решение фасадов с криволинейным переходом к боковым ризалитам, сложные по рисунку наличники окон, высокая ломаная кровля — элементы архитектуры барокко. Ризалиты и боковые фасады имеют более строгое решение: обрамление окон здесь упрощено, а стены по всей высоте покрыты глубоким рустом. Разнообразие приемов декора фасадов дворца не лишило его архитектуру целостности. В советское время использовался как жилой дом, сейчас передан Могилевско-Мстиславской епархии. Внутренняя планировка изменена. На здании установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил и работал в «Георгий есть один из самых знаменитых деятелей прошлого столетия. Жизнь его принадлежит истории», — отмечал А.С. Пушкин в заметках к изданию в 1835 году собрания произведений белорусского архиепископа Г. Конисского. Сорок лет его жизни и деятельности связано с Могилевом. Родился
Григорий Осипович 20 ноября 1717 года в г. Нежине на Черниговщине.
Происходил он из шляхетской семьи казацкого окружения, так называемых
«новых людей», которые в результате реформ Петра I получили возможность
продвигаться вперед по служебной лестнице. После окончания полковой школы в После окончания академии он попадает в число избранных выпускников, которые ежегодно пополняли преподавательский состав учебного заведения. В 1744 году Конисский постригается в монахи Братского монастыря в Киеве и принимает духовное имя Георгий. С ним он и вошел в отечественную историю. Около двух лет молодой иеромонах старательно готовится к преподавательской деятельности и в 1745 году становится профессором кафедры красноречия академии, в которой читает разработанный им же оригинальный курс поэтики. С 1751 года он — ректор академии, где зарекомендовал себя сторонником прогрессивной науки, отличным оратором и рьяным, непримиримым борцом против Ватикана и Брестской унии 1596 года. Конисский ценил естествоведческие науки и в некоторых вопросах отходил от теологии. Он высоко ставил учения Коперника, Галилея, Декарта, уважал разум человека. Именно с этим связано то, что в Могилеве с колокольни Спасской церкви им проводились астрономические наблюдения. Конисский утверждал, что белорусы должны иметь право говорить и писать на родном языке, сохранять свои национальные обычаи. Наиболее ярко его прогрессивные качества проявились в период нахождения в Беларуси, где он приобрел славу широко известного общественно-политического деятеля. 23 мая 1755 года король Август III, несмотря на сопротивление папы и полоцкого митрополита Грабницкого, пожаловал Конисскому привилей на «епископию Белорусскую, Мстиславскую, Оршанскую и Могилевскую со всеми правами епископской власти и юрисдикции и с правом на владения разными местностями и угодьями». 20 августа 1755 года Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким он посвящается в епископский сан, а через два месяца приезжает в Могилев. В тот период это была единственная православная епархия на территории Беларуси и всей Речи Посполитой. Руководитель православной церкви Георгий Конисский оказывается в центре политической борьбы и разворачивает активную гражданскую деятельность. Несмотря на преследования и угрозы иезуитов, он выступает с проповедями, разоблачающими политические мотивы униатского духовенства в Беларуси. Основную цель своей деятельности он видел в усилении и защите православной веры, для чего использовал любые средства, что, естественно, вызывало злобу иезуитов, неоднократно совершавших покушения на его жизнь. А.С. Пушкин дал следующую оценку деятельности Конисского-проповедника: «Проповеди Георгия просты и даже несколько грубоваты, как поучения древних мудрецов, но прямота их захватывает. Политические речи его имеют великое достоинство». Первым большим делом, совершенным
им в Могилеве, было открытие в 1757 году духовной семинарии по образцу
Киевской, а позже — создание при архиерейском доме типографии. В ней
среди прочих книг была отпечатана рукопись известного писателя
и просветителя Феофана Прокоповича «О поэтическом искусстве». Много сил
отдал Георгий строительству в С 1781 года во многих городах Белорусской епархии, в том числе Быхове, Мстиславле, Кричеве, Конисский открывает при церквях школы для обучения детей русской письменности, правописанию и катехизису. Для обеспечения школ литературой он печатает ряд научных трудов, издает художественные произведения, учебные пособия и последовательно проводит в жизнь свои идеи. Именным указом Екатерины II 23 сентября 1783 года Г. Конисский возводится в сан архиепископа Белорусского и члена Святого Синода. Умер
Св. Георгий Конисский — архиепископ Могилевский и Белорусский —
13 февраля 1795 года и покоился в Спасо-Преображенской церкви, которую О своем жизненном пути он лаконично поведал в эпитафии, которую в 1793 году распорядился выгравировать на медной доске и установить после своей смерти на надгробии: Колыбель — Нежин, Киев — мой учитель; Я в тридцать восемь лет сделался Святитель. Семнадцать лет боролся я с волками, А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами, За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и Членом стал Синоду. Георгий именем, я из Конисских дому, Коню бывал подобен почтовому. Тут трупа моего зарыты кости В год семисотый пятый девяностый 5 августа
1993 года в Онуфриевской церкви Святого Никольского монастыря
в Могилеве прошло историческое заседание Синода Белорусской
Православной Церкви во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси
Митрополитом Филаретом, на котором было решено причислить к лику
местночтимых святых святителя Георгия (Конисского), архиепископа
Могилевского и Белорусского. В тот же день, вечером,
в Трехсвятительском кафедральном соборе прошел чин канонизации
святителя Георгия Могилевского. Крест, находящийся на валу напротив дома архиепископа, открыт 6 августа 1993 года в ознаменование канонизации первого Могилевского святого. На нем слова «Во что верую — то и исповедую». Каждый год 6 августа, в день причисления святителя Георгия Могилевского к лику святых и в ознаменование его колоссальной созидательной просветительской деятельности, от Святого Никольского женского монастыря сюда направляется торжественный крестный ход. Могилевчане могут гордиться нахождением среди группы просветителей на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде барельефа Святого Георгия Конисского. На многофигурном монументе, возведенном в 1862 году в Новгородском Кремле, представлены 106 исторических личностей, которые наиболее прославились за тысячу лет существования Российского государства. Архиепископ Георгий находится рядом с просветителями славян, равноапостольными Кириллом и Мефодием, Нестором-летописцем и Феофаном Прокоповичем. В 1780-е годы к архиерейскому дворцу был присоединен комплекс Могилевской духовной семинарии (сохранились отдельные здания постройки XIX века). Строительство этого старейшего на территории Беларуси учебного заведения также связано с деятельностью Г. Конисского. Здания семинарии находились между дворцом и современными улицами Болдина и Ленинской.Каменный
двухэтажный жилой дом на архиерейском дворе (ул. Ленинская, 13),
возведенный в середине XIX века, сохранился до настоящего времени.
Главным фасадом он выходит на улицу Ленинскую. Раньше на первом этаже
в нем находились магазины, а на втором — спальня и гостиный зал. Сейчас
на Одновременно
с возведением этого дома вплотную к нему и на одной оси с архиерейским
дворцом построены въездные ворота (арка) — полукругом расположенные
каменные столбы, объединенные ажурной оградой. Другой стороной ограда
примыкает к одноэтажному дому (ул. Ленинская, 11), в котором ранее
размещалось семинарское общежитие. Сохранились два двухэтажных каменных дома, построенные в Дома были приспособлены для нужд семинарии и как жилище для учителей и воспитанников. В доме № 15 размещался семинарский архив. Выпускниками духовной семинарии были известные уроженцы Могилевщины: археолог К.М. Поликарпович, главный священник армии и флота России (с 1832 года) В.И. Кутневич, археограф, историк и священнослужитель И.И. Григорович, фольклорист и этнограф И.И. Носович. Борисенко Н.С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край (сборник экскурсий). Части источник:/www.mycity.by/
Могилев: 2007. Стр: | |
Просмотров: 2497 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |