[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Христо-Рождественский приход г. Солигорска |
Пение и моление о Богохранимей стране нашей, властех, воинстве и народе ея,
приими пред чудотворным образом Твоим, Владычице, и спаси нас, яко держащая скипетр в руце Своей. Богомладенец же Иисус, имеяй в деснице державу, да дарует нам тихое и безмолвное житие, слышаще от нас: Аллилуиа. (Акафист. Кондак 11)
26 августа верующие Беларуси празднуют явление Минской иконы Божьей Матери. Для прихожан Христорождественского собора эта дата также является поводом поздравить клирика храма иерея Алексия с годовщиной рукоположения (2004).
Чудотворная икона Божьей Матери "Минская" - одна из самых почитаемых святынь Беларуси. Согласно церковному преданию, писал ее святой апостол и евангелист Лука по настоянию собратьев-апостолов и христиан, и находилась она в греческом городе Корсуне (Херсон). Увидев выполненную работу, Дева Мария якобы благословила свою первую икону и напутствовала ее как зримый знак своего постоянного благодатного присутствия среди людей, сказав, что благодать Божия будет с этой иконой беспрестанно. Икона была вывезена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни и поставлена в Киевской Десятинной церкви в честь рождества пресвятой Богородицы в 998 году. В 1500 году во время взятия Киева крымским ханом Махмат-Гиреем, один татарин содрал с иконы ризу и украшения и бросил ее в Днепр. 13 августа того же года она явилась на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. От иконы начались чудотворения. В 1505 году хан Махмат-Гирей подошел к Минску. После покаянного молебна началась неравная битва. Татары сожгли Минск, взяли в плен около 100 тыс. горожан и местных крестьян, но замок с чудотворной иконой захватить не смогли. Прослышав о чудесном явлении иконы Божьей Матери в Минске, на поклонение к ней потянулись паломники из различных областей Западной Руси, широко разнося известие о чудотворной святыне. И поэтому не случайно историк Игнатий Стебельский в I томе книги "Dwa wielkie swiat_a na Horizoncie Poockim:", изданной в 1781 г. в Вильно, упоминал Минскую икону Богоматери в числе наиболее чтимых чудотворных икон нашего края. За пять столетий нахождения на минской земле икона несколько раз меняла свою прописку. 16 октября 1616 г.святыню переносят из замковой церкви в главный храм Свято-Духова униатского монастыря в Верхнем городе. В церкви Святого Духа икона находилась под опекой униатов более двух столетий. Но после присоединения Минска к Российской империи и расторжения унии Свято-Духов храм был передан православным и преобразован в кафедральный собор, который в конце XVIII века был освящен в честь апостолов Петра и Павла. Через некоторое время (1835 г.) храм сильно пострадал от пожара, охватившего большую часть города. Но чудотворная икона не пострадала. В 1852 г. супруга минского губернатора Ф. Шкляревича вместе с другими особами, занимавшимися благотворительностью, пожертвовала белорусской святыне серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями. В честь иконы был освящен правый придел Петро-Павловского собора (левый посвятили восславлению Кириллы Туровского). Внизу Минской иконы Божьей Матери прикрепили маленькую дощечку с кратким описанием ее истории, а над головами Божьей Матери и Христа-ребенка - корону с бриллиантами. Каждую субботу перед иконой служился акафист «Всех Скорбящих Радость». В кубок у иконы верующие опускали пожертвования и известия-благодарности за свое или своих близких исцеление. Причем минскую святыню почитали не только простые люди, но и важные государственные особы. Так, в октябре 1914 г. российский император Николай II, приехав в Минск, сразу же направился в кафедральный собор для поклонения Минской иконе Божьей Матери, где ему была поднесена копия иконы... После Октябрьского переворота 1917 г. властными решениями большевиков-атеистов начала насаждаться новая идеология, в которой не нашлось места церкви и ее святыням. В 1920-е гг. по решению советских властей во время кампании по изъятию церковных ценностей с иконы была снята драгоценная риза. Прихожане кафедрального собора попытались вернуть ризу, выплатив за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями. Власти собранное взяли, но ризу не вернули. В соборе Петра и Павла Минская икона Божьей Матери находилась до лета 1936 г. Этот год стал очередным испытанием для чудотворной иконы. Петро-Павловская церковь под покровом ночи была взорвана воинствующими большевистскими атеистами, а святыня оказалась в краеведческом музее. Перед началом войны икона попала на склад, но вновь уцелела: одна благочестивая выпросила ее у немецких властей. Таким образом в 1941 году икона вернулась в лоно Православной Церкви и была перенесена в минский Петро-Павловский собор на Немиге. После закрытия Петро-Павловского собора в 1945 году чудотворная икона была поставлена в минском кафедральном соборе в честь Святого духа, где она находится и поныне. Символично, что своей необычной историей Минская икона Божьей Матери объединила православных, униатов и католиков Беларуси в уважении к Матери Божьей и преклонении перед ней, и национальная святыня белорусов стала еще и общехристианской. Таким образом, время и люди сохранили чудотворную, «на водах Свислочи явившуюся еси»: и для нас. Использованы материалы сайта piligrim.by
Тропарь иконе Божией Матери Минская:
На древе крестнем явилася еси. Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева Богоспасаемому граду Минску милость показавши. / Просвети нас, грешных, сиянием Своим, / яви, яко присно, силу Свою, / спаси нас предстательством Своим / и избавляй от навет вражиих, / Тя бо Необоримую Стену и едину Надежду имамы.
Тропарь, глас 6
На водах Свислочи явилась еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева богоспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви, яко присно, силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необориму стену и едину надежду имамы. Кондак, глас 8 Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем Тебе: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему молитвами подавати вся благая и спасительная всем с верою и любовию вопиющим Тебе: радуйся, Дево, христиан похвало.
| |
Просмотров: 1540 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |