Виктория Романова
В понедельник, 23 февраля, у православных верующих начался Великий пост. Эти семь недель в Православии принято еще называть «весной постной», потому что это время духовного пробуждения для каждого из нас, время, дающее возможность пересмотреть свою жизнь, поработать над недостатками и определить духовные приоритеты. Сейчас идет первая седмица Великого поста, которая отличается особой строгостью. В эти дни во всех православных храмах читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, который является самым большим из всех существующих канонов. Он содержит 250 тропарей и разделен на четыре части. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
О том, как провести Великий пост и какие главные события в его дни предстоит пережить всем православным верующим, наша сегодняшняя беседа с митрофорным протоиереем Николаем Розовым, благочинным Солигорского церковного округа, настоятелем кафедрального Христорождественского собора.
- Время Великого поста - это время покаяния, время переосмысления и переоценки нашей жизни, - с этих слов начал наш разговор отец Николай. – В эти дни мы обязательно должны найти время, чтобы навести порядок в своем внутреннем мире, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
- Можно сказать, что только что вы определили главную задачу Великого поста. И она заключается в духовном совершенствовании каждого православного верующего.
- Абсолютно точно. Соблюдать Великий пост и поститься нужно не для того, чтобы похудеть, и не для того, чтобы сообщить друзьям и близким об этом – «вот, и я постился». Нельзя в эти покаянные дни смещать акцент только в область гастрономии. Время весны постной не должно стать временем помышлений и разговоров о еде. Иногда приходится становиться свидетелем вопросов: можно ли есть креветки или, скажем, печенье, в состав которого входит один процент сухого молока? Поэтому в Великий пост важно понимать, что главный вопрос отнюдь не в том, как и что соблюсти, а в том, какими нас хочет встретить Христос в день Своего Воскресения? В чём должно проявиться и воплотиться наше христианство? В эти покаянные дни мы должны проявить силу воли, попробовать уподобиться монахам в аскетических упражнениях, достигнуть «нового уровня в духовной жизни».
- Батюшка, с формальной точки зрения, Великий пост – это время воздержания от мясной и молочной пищи, рыбы. По средам и пятницам некоторые ограничивают себя ещё в чём-то, к примеру, в растительном масле. Послабление позволяется на Благовещение и на Вербное воскресенье. В эти праздничные дни разрешено есть рыбу.
- Прежде всего хочу сказать о том, что степень поста должна определяться по трудам и состоянию здоровья постящегося. Лучше посоветоваться с духовником. Думаю, что читатели «Шахцёра» хорошо знают: пост – это не диета, когда человек следит за тем, чем питается, для того чтобы привести свое тело в соответствующую форму. Больше того, пост - это и не аскетические упражнения, развивающие нашу внимательность к тому, что происходит в нас, тренирующие нашу силу воли: сумею ли я подчинить желания своего тела самому себе или они по-прежнему будут главенствовать во мне, определять, чем и как я живу? Да, восстановление правильной иерархии, когда не наше «хочу, и все тут» ведет нас за собой, а наше сознание, ум и дух определяют, как мы живем, - это важно. Но и такое самовоспитание - еще не пост, а всего лишь техника по самосовершенствованию. Пост становится постом, а ничем иным тогда, когда все наши усилия, все наши подвиги - большие и малые - подчинены одной цели. Мы принимаем пост не ради себя! Мы принимаем пост ради Христа. Не ради такого дорогого нам, но тем не менее тленного нашего тела. Не ради укрепления нашей сегодня такой решительной, но все же легко пасующей перед трудностями воли. Не ради нашего переменчивого ума. Или нашего так часто мятущегося духа. Нет, все подвиги поста не ради нас самих, они ради Христа. Он - наша цель. Поэтому пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой - без молитв, без участия в Таинствах Исповеди и Причастия, без укрепляющей силы Елеопомазания, без дел милосердия, которые превращают нас в соработников Богу.
- Отец Николай, в редакционной почте «Шахцёра» немало просьб рассказать о главных событиях Великого поста.
- Ответ начну с того, что по средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров. Это одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин. После литургии Преждеосвященных Даров 27 февраля будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона. В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 1 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста, это седьмое, четырнадцатое, двадцать первое марта соответственно, Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение – парастас. Третье воскресенье Великого поста, 15 марта, – неделя Крестопоклонная, на всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду пятой седмицы Великого поста, 25 марта, вечером (в некоторых храмах – ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской – Стояние Марии Египетской. «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 27 марта, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы), на утрене читается акафист Божией Матери. 5 апреля – Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы. Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, совпадает с Великим Вторником. Значение праздника Благовещения настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день – совершается Литургия Иоанна Златоуста.
- Батюшка, что бы вы пожелали читателям «Шахцёра», которые решили идти к Светлому Христову Воскресению дорогою Великого поста.
- Каждый, приступающий к подвигу поста, должен помнить слова преподобного аввы Дорофея: «Кто постится по тщеславию или думая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего». Да поможет нам Господь совершить подвиг Великого поста достойно и с пользой для души, чтобы, очистившись слезами покаяния, смыть с себя всю греховную скверну. А чтобы было так, мы не должны упускать возможность часто бывать в храмах, особенно на первой, четвертой и Страстной седмицах. Верю, что по милости Божией, в ответ на наши скромные человеческие усилия, по смирению нашему Господь дарует нам Свою благодать.
Источник / shahter.by/ |