Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых:
Созидательница дела спасения, Святая Церковь ведет своих чад к
Царству Небесному, научая их вере и благочестию на примерах подвига
святых угодников Божиих. Поэтому сама история христианства, которая
есть история святых, наставляет живущих в терпеливом несении жизненного
креста. Гонения, обрушившиеся на Русскую православную Церковь в ХХ веке,
— это не просто факты минувшей истории России, мало или ничего не
значащие для современников, но источник духовных сил, дающих импульс
нынешнему церковному возрождению в нашем Отечестве. Подвиг
новомучеников и исповедников Российских есть та благодатная
сокровищница, которую Господь открыл нам, чтобы мы укреплялись в
непреложности евангельских обетований, в действенности Его слов о том,
что врата ада не одолеют Церкви Христовой (см.: Мф 16: 18). Преследования за веру носили массовый, продолжительный,
беспощадный и бесчеловечный характер. Одному Богу ведомо истинное число
убиенных и замученных, а вся Русская Земля стала гигантской братской
могилой, хранящей останки тех, которых весь мир не был достоин (Евр 11:
38). В каждом регионе мучители избирали одно или несколько тайных
мест для совершения своих бесчеловечных преступлений. На Бутовском
полигоне погибло особенно много людей и сохранилось достаточное
количество документов, свидетельствующих о совершившейся там трагедии.
Не удивительно, что Бутово стало и вечным укором убийцам, и памятником
нетленной славы здесь убиенным мученикам. Поэтому Бутовский полигон,
как, например, и Соловецкий монастырь, есть символическое имя, рисующее
в сознании Русскую Голгофу ХХ века. Многие из тех, кто пострадал за веру в минувшем столетии, ревнуя
о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу
запечатлевалась мученической кровью. «В детстве и отрочестве, — писал
из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит
Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их
героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не
те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились,
открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих».
Христиан Древней Церкви мучили в Римском амфитеатре. Столь же печальная
слава в русской истории ХХ века принадлежит Бутовскому полигону. Как
великое множество древних мучеников пострадало в Колизее, так и почти
треть имен, сияющих в Соборе новомучеников и исповедников ХХ века,
пролили свою кровь в «новом колизее» — Бутово. С первых дней бытия Церкви Божественная литургия совершается на
мощах святых мучеников. Вознося благодарение Богу, верующие берут в
свидетели святых угодников, пострадавших за веру Христову и
предстательствующих за молящихся пред престолом Божиим. Бутовский
полигон, таящий в себе честные мощи более пятисот явленных миру и
множество лишь ведомых Господу новомучеников, в духовном смысле
является огромным антиминсом. Поэтому, говоря о скорбном месте сем, мы
почитаем его как великую святыню, а не просто как место скорби или
исторический мемориал. Храм-памятник в честь Воскресения Христова на
Бутовском полигоне есть свидетельство силы Божией, совершающейся в Его
Церкви. Гонители, убивавшие святых, и помыслить не могли о том, что на
месте их преступлений спустя много лет будет возведена святыня,
прославляющая их жертв. Приходят на память непреложные слова
Псалмопевца: Уповай на Господа и держись пути Его: и он вознесет тебя,
чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые ты
увидишь. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно
укоренившемуся многоветвистому дереву, но он прошёл, и вот нет его; ищу
его и не нахожу (Пс. 36: 34-36). Новомученики и исповедники Российские учат нас духовному видению
сути исторического процесса. В условиях, казалось бы, не оставляющих
места для какой-либо надежды на лучшее, старец Священномученик
митрополит Серафим (Чичагов), расстрелянный в Бутово 11 декабря 1937
года, незадолго до последнего ареста пророчески сказал: «Православная
Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется верен ей — тот
спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви,
другие же предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были
гонения, но все они закончились торжеством христианства. Так будет и на
этот раз. Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за
веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После
этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову,
сколько не помнит сама история христианства». |