Последний
месяц лета быстро отсчитывает день за днем, радуя нас зрелой красотой
природы, наполненной удивительными яркими красками: здесь и пушистые
головки астр, и строгая элегантность гладиолусов, и разнообразие
георгин. А какой неповторимый аромат у созревших яблок! А как радует
янтарный цвет мёда нового урожая! В августе природа щедро одаривает
хороших хозяев урожаем. А еще богат август на православные праздники.
Этот месяц справедливо называют месяцем трех Спасов. 14 августа –
Медовый Спас, 19 – Яблочный, 28 – Спас Ореховый. Об этих праздниках и
начинающемся Успенском посте наша сегодняшняя беседа с протоиереем
Николаем Розовым, благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем
Христорождественского собора.
- Отец Николай, в августе мы отмечаем
три замечательных праздника – три Спаса. Они не одинаковы по своей
значимости, однако у всех трех Спасов поводы для торжества связаны со
Спасителем. - Первый Спас августа этого года мы будем отмечать во
вторник, 14 числа. Этот день объединяет сразу три православных
праздника: Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения
честных древ Животворящего Креста Господня и праздник святых мучеников
Маккавеев. Праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста
Господня пришел на нашу землю из Константинополя, где, по свидетельству
историков, он был провозглашен не позже IX века. В царской сокровищнице в
константинопольском храме Святой Софии хранилась реликвия – частицы
древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали
чудотворной силой - исцеляли и могли останавливать эпидемии в Византии. В
самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и
проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Этот Спас
трудно отнести к праздникам, потому что в этот день начинается Успенский
пост. Он длится с 14 по 27 августа. По своей строгости он такой же, как
и Великий пост. Нельзя есть ни мясного, ни молочного. Первый Спас
называется еще «медовым»: соты заполнены медом, пчелам пора устраиваться
на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего меда. У первого
Спаса есть еще одно название - Маковей: в это время поспевал мак. В этот
же день отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников
Маккавеев. - Отец Николай, расскажите, пожалуйста, более подробно об Успенском посте. -
Успенский пост - самый короткий из всех постов, он длится всего две
недели и заканчивается в праздник Успения Божией Матери. Первое
упоминание о нем можно найти в беседе Льва Великого, относящейся к 450
году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени
предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны - весенний пост в
Четыредесятницу, для лета - летний в Пятидесятницу (Петров пост -
ред.), для осени - осенний в седьмом месяце (Успенский - ред.), для зимы
- зимний (Рождественский - ред.)». Окончательное установление
Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года,
проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было
подтверждено, что все православные христиане, согласно древним уставам,
должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (по старому стилю -
ред.). Успенский пост считается почти таким же строгим, как и Великий
пост. По понедельникам, средам и пятницам, согласно церковному уставу,
разрешается только сухоядение, по вторникам и четвергам - вареная пища
без масла, а в праздник Преображения Господня (19 августа) и Успения
Божией Матери (28 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и
вино. Но, несмотря на свою строгость, Успенский пост издавна считался у
наших предков самым приятным и легким, потому что основу постного стола
составляют молодой картофель с созревающими в эту пору овощами и,
конечно же, грибы. - Август проходит под знаком Спасов. Один постепенно сменят другой. -
Вы правы. Медовый уступает дорогу Яблочному, а завершает все Ореховый.
Третий Спас - 29 августа. Церковь называет этот праздник «Перенесение
Нерукотворного образа Господня». Этот образ, утверждает Священное
Предание, появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под
названием Нерукотворного Спаса.Первое прижизненное изображение Спасителя
возникло чудесным образом: Христос, умыв лицо, отерся чистым платом, на
котором отобразился Его лик. В книгах Нового Завета упоминания об этом
событии нет, память о нем зафиксирована в свидетельствах историков
Церкви и в литургическом предании. - Отец Николай, что бы вы пожелали читателям нашей газеты накануне Успенского поста? -
Дорогие братья и сестры, подлинный пост является духовным подвигом,
исходит из аскетического опыта православных подвижников и связан с
сердечным покаянием и углубленной молитвой. Святитель Василий Великий
сказал, что «покаяние без поста теряет свою ценность». Можно сказать,
что и пост без покаяния лишается ценности, превращаясь лишь в чисто
внешнее упражнение в воздержании от пищи. Святой Григорий Палама писал:
«Если поститесь, не только примете участие в страстях Христовых и
соумрете с Ним, но с Ним и совоскреснете и соцарствовать будете в
вечности. Ибо посредством постничества уподобитесь Ему в смерти,
подобной Его смерти, и будете соучаствовать с Ним в воскресении и
унаследуете жизнь в Нем». Даже полностью понимая все чрезвычайно важное
значение поста для духовной жизни православного христианина, важно
помнить, что пост не является самоцелью, а всего лишь средством для
достижения цели - святости и Царствия Божьего. К этой цели ведут
многообразные пути. «В доме Отца моего обителей много», - говорит
Господь, и много разных путей ведет к этим обителям. Основным правилом
поста является не просто воздержание от определенных видов питания, но,
прежде всего, стяжание предельного смирения и полный отказ от
самовозвышения и самохвальства, в корне уничтожающих все попытки
постного подвига. В нагорной Своей проповеди говорит Господь Иисус
Христос: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они
принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.
6, 16). Подлинный пост должен быть опытом совершенной радости, ибо цель
его - вести постящегося к Совершенной Любви и к Совершенной Радости,
вести его к Богу.
Источник: http://www.shahter.by |