[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Новости Солигорского благочиния |
Остается совсем немного времени, когда над солигорской землей зазвучит радостный колокольный звон, возвещающий о Рождестве Христовом. Тонкие переливы рождественских колоколов будут разноситься по округе. Словно вырываясь из медного плена, они будут устремляться в небо и там рассыпаться на мелкие созвучия-колокольчики. И каждый тонкий колокольчик, словно свет Вифлеемской звезды, попадая в душу человека, наполнит ее теплом и светом. И снова будет казаться, что этой удивительной музыкой наполнено все вокруг, что она разлита в нежной лазури неба, в чистой пелене снега, в серой неприступности домов. В такие мгновения понимаешь, что в нашей жизни есть что-то могущественное, неподвластное нам, сильное и помогающее, а главное – всепрощающее. Это – вера. Мы живем в обществе, и нам постоянно приходится общаться с разными людьми. Кого-то мы любим, кого-то ненавидим, не понимаем или не хотим понять. Порой, кажется, что планета накалена до предела, что ее скоро разорвет на части от тех негативных эмоций, что накопились в наших душах и сердцах. Кажется, осталась одна капля - и сосуд будет переполнен. Но… Колокола звонят. И этот малиновый звон осушает переполненные сосуды и наполняет их светом, светом любви. И приходит осознание, что наша православная вера, которая прошла с нами сквозь все несчастья, сквозь все столетия, всегда приходит на помощь в нужное время. Она стучится в наши сердца милосердием, всепрощением, пониманием и любовью. О вере и светлом празднике Рождества Христова наш сегодняшний разговор с протоиереем Николаем Розовым, настоятелем Христорождественского собора, благочинным церквей Солигорского округа. - Отец Николай, каждый православный верующий в эти дни идет дорогою поста к великому и радостному празднику – Рождеству Христову. В редакционной почте немало писем с просьбой ответить вас на вопрос, что такое вера? - Ответ на этот вопрос начну с того, что существует библейское определение, согласно которому «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Перевод на русский язык, пожалуй, недостаточно точно передает то, что сказано в оригинале. Даже в церковнославянском переводе немного иной оттенок смысла: вера – «это уповаемых извещение, вещей обличение невидимых». Это значит, что ожидаемое еще не произошло, но есть уже некое извещение, предвкушение того, что будет. Невидимое мы не можем увидеть, но можем почувствовать, что оно есть. Словно получили некое уведомление о посылке - посылка еще лежит на почте, но ты уже знаешь, что она там есть. Так и вера. Мы не видим глазами Бога, не можем доказать Его Бытие при помощи научных доказательств. Но есть некое предвкушение, есть опыт христианской жизни, опыт соприкосновения с Богом, общения с Ним… Это и называется верой. По моему глубокому убеждению, совсем не важно, какой век за окном: жестокий тринадцатый, со своими царями и переворотами; элегантный девятнадцатый - Золотой век поэзии и заговоров; непредсказуемый двадцатый, с двумя мировыми войнами и всепоглощающим прогрессом. Православная вера наполнила эти века запахом ладана и мирты, озарила нежным светом свечей, страждущим подарила исцеление, сошедшее со священных ликов икон. И все это было и будет. Пока существует мир, пока страждущие ищут поддержки, пока слабые духом ищут опору, пока испытавшие горе ищут успокоение - Православная церковь будет помогать людям. И здесь не стоит вопрос актуальности религии. Пока мы верим в Бога – мы сильны духом. - Есть такое выражение: «Вера без дел мертва». - Очень правильная фраза. К тому же она подразумевает еще и то, что одно интеллектуальное знание о том, что Бог существует, верой, по большому счету, назвать нельзя. Об этом же говорится – «бесы веруют и трепещут». Они знают, что Бог существует, но личного общения, соприкосновения с Ним у них нет. Можно считать себя верующим только по этому признаку: я знаю, что Бог есть. И все. Но все же вера - это некое направление жизни. Состояние души, система ценностей и понятие смысла человеческого бытия. Голое знание, не подкрепленное жизненным опытом, стремлениями, верой считаться не может. Вера - это не теория. Это опыт жизни со Христом. Что касается религиозных установлений, то они по своей сути очень разумны и логичны. Кроме, естественно, тех вещей, что часто провозглашаются от имени Церкви, но являются человеческими предрассудками. Применяя разум и логику, можно отличить суеверия от здравого христианского учения. - Отец Николай, иногда человек приходит к вере с большим желанием. Он начинает ходить на все богослужения, поститься, исповедоваться. А потом наступает какое-то охлаждение. Почему это происходит? - Думаю, что это происходит при отсутствии духовного наставника. Поэтому человек начинает брать на себя подвиги, которые ему не под силу. Это все равно, что сразу пытаться поднять тяжелую гирю, - можно надорваться. Охлаждение - это не разочарование в Боге, в вере. Это относится к религиозным обрядам: молитве, богослужению, постам, Таинству Исповеди. Не имея духовного наставника, человек ходит на исповедь, формально повторяя одно и то же. У него нет духовной помощи, а сам он не всегда может разобраться. И такая ситуация вполне может привести к охлаждению, скажем, к исповеди. Поэтому не нужно путать кризис веры и кризис религиозной жизни. Кризис веры - это, в принципе, неплохо, так как понимание Бога все время меняется. На начальном этапе духовной жизни человек может представлять Бога примитивно. Хотя Его, конечно, лучше вообще не представлять. Но тем не менее Библия наделяет Бога некими свойствами: всеведущий, разумный, мудрый… Это все относительно, так как словами трудно выразить невыразимое. На каком-то этапе духовного развития человек расстается со своими старыми представлениями о Боге и приходит к новым. А со старым расставаться всегда печально - наступает кризис веры. И человеку нужно просто прожить эти чувства. Хорошо, если кто-то в этом помогает, ободряет - ведь человек проходит нормальный этап духовной жизни. Как и любой кризис, кризис веры может либо уничтожить веру, либо вывести ее на более высокий уровень. - В нашей почте есть одно письмо. Оно практически как исповедь, поэтому я не буду называть для всех имени его автора. Он написал: «Я чувствую, что моя вера исчезает. Что делать?». Как вы ответите на этот вопрос? - Если человек не строит свои отношения с Богом, не молится, то его вера постепенно исчезает. Вследствие безнравственной жизни. Тот, кто думает о чистоте сердца, будет укрепляться в вере. А через грязное от грехов сердце Бога не видно. И такой человек вполне может сказать: «В моей жизни Бога нет». Однако Бог любит всех и всем дает возможность покаяться и спастись. Но кто-то хочет следовать за Богом, а кто-то желает устроить свою жизнь без Него. Такой человек рано или поздно придет к разочарованию. Из этого состояния есть два пути: либо отчаяние и бесцельное существование, либо принятие Христа. - Отец Николай, так в чем, по вашему мнению, значение веры для современного человека? - Прожить полноценно и радостно свою жизнь без веры невозможно. И в этом отличие нас от животных. Верить в Бога - свойство, присущее только человеку. Потребность в Боге, в религии в нас заложена изначально. Если человек не поверит в Бога, он придумает себе предмет поклонения. Ведь мы состоим из тела и души. И тому, и другому нужна своя пища. Иначе мы погибнем. - После праздника Рождества Христова у православных верующих наступают Святки. Как правильно нужно проводить эти дни? - Святки – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник, развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова. Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям, родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. Святитель Феофан Затворник писал о Святках: «Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтобы все, смотря на нас, сказали: у них Святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога». - Отец Николай, так уж мы устроены, что иногда после поста, интенсивной духовной жизни нам кажется, что теперь «все можно», поупражнялись в посте и молитве, теперь можно отдохнуть. А уж включишь телевизор или почитаешь статьи о Святках в некоторых газетах или интернете, так и вообще окажется, что это - главное время гаданий… - По выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, Святки – это «дни семейного сбора», дни милосердия и примирения. Что же касается гаданий, то Церковь не раз высказывалась против этой языческой традиции, хотя существует устойчивое мнение, будто бы на Святках Церковь гадания благословляет. Конечно, в новогодние дни человеку хочется заглянуть в свое будущее, хочется узнать, «что день грядущий нам готовит». Но христиане ведь не случайно выражают свое религиозное мировоззрение не словом «знание», а словом «вера». Оно предполагает, что человек всегда свободен в своей духовной жизни. А гадание нарушает свободу, потому что люди пытаются влезть в духовный мир и узнать из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе или в кофейной гуще. И здесь уже нет места для свободного решения. Но Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода и даже не в доме иудейского Первосвященника. Он появился на свет в пещере, где во время непогоды находились животные. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог предоставил человеческому сердцу свободу верить. - Отец Николай, в Святки учащиеся воскресной школы Христорождественского собора показывают специальную Рождественскую программу на различных предприятиях Солигорска. В ходе этих представлений они собирают добровольные пожертвования. Так, маленькие и юные прихожане приобщаются к благотворительной деятельности. - К сказанному вами добавлю, что в последние четыре года учащиеся воскресной школы собирают пожертвования на продолжение строительства православного комплекса. Так что спустя годы они смогут привести в построенный собор своих детей и сказать о том, что он был возведен и при их помощи. Церковное богослужение, за которым можно помолиться на Рождество, длится не так уж долго: полтора-два часа, но ведь радость о Рождении в мир Христа Спасителя продолжается гораздо дольше! Когда она переполняет сердце, рождается желание петь - это нормальное состояние человеческой души. Отсюда огромное множество народных рождественских гимнов - колядок, которые отличаются от других народных песен своим содержанием. В них воспевается родившийся Богомладенец Христос, описываются евангельские события словами, понятными каждому человеку. Колядки - это продолжение празднования Рождества за пределами церкви, в кругу семьи, друзей, знакомых. Люди верят, что детям, которые колядуют - славят Бога, споспешествует Сам Бог, и человек, который примет их в своём доме, принимает Самого Господа. Беседовала Виктория РОМАНОВА. Дорогие братья и сестры, уважаемые жители земли солигорской! Грядут дни, когда мы вновь будем переживать величайшее событие человеческой истории, событие, которое стало началом летоисчисления нашей эры – Рождество Христово! Смиренный Господь посетил землю для спасения человечества. Он учил нас верить, надеяться, любить, уметь прощать! Как не хватает нам в суете дней теплоты друг от друга, понимания и заботы. Любящий Бог через грядущий великий праздник вновь и вновь нам напоминает, что самое главное дело на земле - это дело спасения нашей собственной души, это дело невозможно без взаимопонимания, уважения и жертвенности друг ко другу. Не останемся же к этому торжеству равнодушными! «Христос рождается – славите!» - так святая Церковь воспевает великое чудо пришествия в мир Спасителя. Не говорится «Христос родился», а - «Христос рождается!». Это событие прошлого, настоящего и будущего дня. Тайна Боговоплощения вечно жива в бытии мира и истории человечества. Христос рождается постоянно в сердцах людей, которые открывают Ему свою душу. Рождество Христово даёт нам возможность познать Самого Бога, но для этого нужно устроить своё сердце так, чтобы в нём мог родиться Господь. Устроение сердца осуществляется через исполнение слова Божия, и, прежде всего, через любовь к Богу и ближним. Ближние – это те, кто ежедневно встречается нам на жизненном пути. Всякое доброе дело, сделанное человеком, расценивается Господом как сделанное Ему Самому (Мф. 25, 40). В эти праздничные дни мы должны обратить особенное внимание на тех людей, кто в чём-то нуждается, и сделать всё возможное, чтобы и они почувствовали радость Рождества Христова, что и они не одиноки, рядом с ними Господь. Научиться состраданию и милосердию – это великое благо, которое возводит человека к духовному совершенству. Уподобимся ныне вифлеемским пастухам, которые услышанную от Архангела весть приняли на веру и устремились ко Христу Спасителю. Станем подражателями волхвов, которые, проделав опасное путешествие, принесли дары Младенцу Христу. Пусть в нашем сердце созиждется крепкая вера, которая обратит нас к доброделанию, это и станет нашим даром Богу. Желаю всем вам доброго здравия, счастья, любви, спокойного семейного жития по заповедям Божиим, чтобы удостоиться нам Царствия Небесного и лицом к лицу узреть Великого Бога. С любовью о Господе Родившемся, благочинный церквей Солигорского округа протоиерей Николай Розов Источник: http://www.shahter.by/index.php?type=nom&art=3185 | |
Просмотров: 857 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |