С каждым днем православные верующие все ближе к
своему главному празднику – Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Основная часть
пути, казавшегося многим таким долгим вначале, уже позади. Идет пятая неделя
Великого поста. В редакционной почте много писем, в которых солигорчане
размышляют о возрождении духовности и вечных ценностях. Читаешь рассуждения
наших читателей и в который раз убеждаешься, что в нашей жизни есть что-то
могущественное, неподвластное нам, сильное и помогающее, а главное –
всепрощающее – вера. Вера в справедливость, вера в понимание, вера в то, что
снова зазвонят колокола, возвещая нам радостную весть о Светлом Христовом
Воскресении. И эта огромная вера словно дает нам новые силы в те минуты, когда
нам кажется, что жизнь потеряла смысл. Бывает и так, что в самые страшные часы
человек, всегда считавший себя атеистом, вдруг посмотрев на небо, начинает
молиться, он, потерявший опору на земле, ищет ее в небесах. И неожиданно ему
становится легче, он словно ощущает мягкую теплую ладонь на своей голове и будто
сквозь каждую клеточку тела по тонким венам прямо в сердце течет вера. И
приходит понимание: Бог есть. В своих письмах читатели нашей газеты задавали
различные вопросы. Не все они касались Великого поста, но все были о вере.
Сегодня на некоторые из этих вопросов отвечает протоиерей Николай Розов,
благочинный храмов Солигорского округа, настоятель Христорождественского
собора.
- Нашу сегодняшнюю беседу мне бы хотелось начать со слов
поздравления всех читателей газеты "Шахцёр”, жителей города Солигорска и
Солигорского района, - сказал в начале нашей встречи отец Николай. – Сегодня
один из великих праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы, который посвящен
воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от
Нее Бога Слова. Радость Благовещения возводит нас к жизни, и мы повторяем
сегодня: «Днесь спасения нашего главизна». Принятие этой Благой Вести составляет
смысл каждого мгновения нашей жизни. От нас зависит: остаться пленниками смерти
или принять свет радости Отчей, проходящей через толщу тьмы. Благовещение Божией
Матери — поистине «заря нашего спасения», ибо в Ней Христос, Свет истинный и
Превечный входит в нашу ночь, чтобы мы могли войти в Его день, не знающий
заката. Даже название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее
"радостное известие”, прозвучавшее единожды в мировой истории. Произнося одно
лишь слово "Благовещение”, мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных
известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Этот праздник
всегда особо почитался. Существует трогательный обычай: в День Благовещения, как
в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Год
назад именно в этот праздник Предстоятель Белорусской Православной Церкви
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет совместно с председателем Солигорского
райисполкома А. Б. Римашевским и руководителем ОАО "Беларуськалий” В. М.
Кириенко заложили памятную капсулу в фундамент строящегося главного храма
православного комплекса Христорождественского собора. И сегодня мы уже видим,
как устремились вверх его кирпичные стены, как с каждым днем все четче
становятся его контуры, как проект архитекторов воплощается в жизнь. И поэтому,
пользуясь случаем, я благодарю всех солигорчан, вносящих посильный вклад в
строительство храма. За всех созидателей и благодетелей мы возносим Богу свои
молитвы. Особо отмечу, что для верующего человека храм - это дом Божий, место
молитвы, а для человека, пока еще не готового к участию в богослужении, - это
символ становления духовности в столице белорусских шахтеров, символ объединения
людей в таком благородном деле.
- Отец Николай, а теперь я бы хотела, чтобы
вы ответили на ряд вопросов читателей нашей газеты. Первый вопрос от Валентины.
В своем письме она много рассуждает о том, зачем человеку нужна вера, и просит
вас высказать свое мнение по этому вопросу.
- Валентина, есть вопросы очень
философские. Ваш один из них. Существует тысячи ответов на вопрос, для чего
человеку вера. Кто-то считает, что вера – это надежный барьер на пути
нравственной деградации общества. Для кого-то вера - это способ понять суть
жизни, для кого-то – возможность забыться от житейской суеты и проблем, а для
некоторых это лишь дань народным традициям. Но как бы ни старались люди
подогнать понятие веры под свои, земные понятия, истина находится где-то там,
наверху, над миром. Тайна веры открывается лишь тому человеку, который однажды
решится поверить по-настоящему. Тогда-то он и узнает, что великий дар веры дан
людям исключительно для того, чтобы увидеть невидимое, прикоснуться к той
реальности, которую невозможно ни потрогать, ни измерить, осознать себя частью
этой реальности, имя которой – вечность. Возможно, кому-то покажется
парадоксальным, но начало христианству положило не Рождение Христа, а Его
смерть. И даже не сама смерть, а то, что последовало за ней – нереальное,
немыслимое в земной истории человечества событие – Воскресение Господне. Именно
поэтому самый главный в православии праздник, конечно же, Пасха. "Праздников
Праздник и Торжество из торжеств”, как поётся об этом в Пасхальном Богослужении.
Радостей радость. Да и как не радоваться тем, для кого смерть перестала быть
лишь страшным, фатальным концом, ожидающим каждого без исключения. И те, кто
обрели бессмертие, – это христиане. Каждый празднует Пасху по-разному. Кого-то
Она поднимает над землёй, кого-то оставляет равнодушным, кого-то раздражает.
Степень нашего отношения напрямую зависит от нашей же веры. Ведь, как и тысячи
лет назад, многие верят, а многие – нет. Почему? Да потому, что Господь всем
даровал свободу – верить.
- В своем письме Нина Алексеевна просила вас
ответить, почему сегодня людям трудно любить друг друга, почему мы часто злимся
на тех, кто с нами рядом идет по жизни, почему некоторые из нас перестают
общаться с теми, кто уже не может помочь достичь каких-то жизненных благ.
-
В Евангелии от Иоанна есть такие слова Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да
любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь
любовь между собою». Иногда в повседневных заботах люди забывают об этой
заповеди. Им тяжело – и они злятся и раздражаются. Так получается, что иногда
еще вчера близкие люди начинают друг друга ненавидеть и презирать тех, кого еще
вчера любили. А иногда они перестают здороваться и общаться с человеком,
оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, объясняя все тем, что чужие
проблемы никому не нужны. Так, со временем люди погружаются в споры и распри,
создавая вокруг сябя свалку из бывших дружб и приятельских отношений. А потом
оглянутся и понимают, что все вокруг себя разрушили, ничего не сберегли. А
всего-то раз – не потерпели, два – не простили. А значит, не исполнили заповеди
прощать и не осуждать. Иногда сломать отношения легко, а потом возобновить уже
сложно. А потом люди злятся, но, что удивительно, на всех, кроме себя. Апостол
Иоанн Богослов перед смертью сказал только одно: «Детки, любите друг друга». Эти
необыкновенные по своей доброте слова немощного, умирающего старца должны стать
для каждого уроком. Только так надо прожить свою жизнь. Прожить, чтобы не
озлобиться, не растерять любовь к людям. А это тяжёлый, но посильный труд для
каждого из нас.
- Отец Николай, Виктор Владимирович просит вас рассказать об
исповеди и ответить на вопрос, можно ли исповедаться, если с момента крещения ни
разу этого не делал? А прошло уже почти сорок лет.
- Виктор Владимирович,
исповедь - это Таинство, в котором искренне кающийся в своих грехах получает
прощение от Самого Бога. Священник является только свидетелем покаяния. На ваш
вопрос, Виктор Владимирович, я отвечу, что не только можно, но и нужно. Раз вы
его задаете, значит, ваша душа уже требует покаяния. Следует понимать, что в
момент крещения душа изменяется, она очищается от грехов, и человек начинает
жить по-новому или, по крайней мере, должен начать жить по-новому. Чин крещения
очень похож на чин воинского посвящения, когда человек объявляет войну
демоническому миру, стремящемуся руководить нами. В Таинстве Крещения дается
благодать и сила сопротивления греху. В борьбе с грехом человек может терпеть
поражения. С каждым новым грехом ему все труднее противостоять демонам, ибо они
все более и более порабощают душу. Вырваться из этого замкнутого круга можно
только через осознание своих грехов и истинное в них пред Богом покаяние.
-
Довольно часто читатели спрашивают о том, как подготовиться к исповеди.
-
Готовиться к исповеди надо заранее, лучше еще раз прочитать Заповеди, вспомнить
свои грехи. Чем тщательнее была подготовка и испытание совести, тем более
очищается душа от грехов. Затем мы должны внутренне утвердиться в решимости не
возвращаться к греху. И, наконец, перед исповедью надо простить обиды,
причиненные нам нашими близкими, и примириться со всеми. Ведь Господь сказал:
"Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам
согрешений ваших”. - А что нужно говорить на исповеди?
- Нужно называть
свои грехи, не приводя "смягчающих обстоятельств”, оправдывая себя и обвиняя
других людей.
- Отец Николай, Марина интересовалась: сколько свечей обычно
ставят о здравии, об упокоении? - Марина, вы можете ставить свечей столько,
сколько захотите, главное – осознавать, для чего вы это делаете. Зажженная свеча
означает нашу любовь к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, к кому мы
обращаемся с молитвами. Свеча – это наш своеобразный дар Богу. Но ставить ее
надо обязательно с молитвой. Поставить можно несколько свечей: к праздничной
иконе на аналое посреди церкви, к образу Спасителя или Божией Матери, на
поминальный столик – об упокоении усопших, одну за всех или за каждого
поминаемого. Марина, можно поставить свечу к любой иконе того святого или
святых, кого вы особо почитаете.
- Лидия Николаевна спрашивает, что такое
благословение и как его взять.
- Дело в том, Лидия Николаевна, что
священнослужители – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют верующих
крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Оно имеет
несколько значений. Первое из них – приветствие. Второй смысл священнического
благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого
ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных
обстоятельствах можно просить у священника совета и благословения. Чтобы
получить благословение священника или епископа, нужно сложить руки крестом:
правую на левую ладонями вверх и сказать: «Благословите, батюшка (или Владыка)».
Получив благословение, нужно поцеловать руку священника – как бы невидимую руку
Самого Христа Спасителя. Поэтому благословение священнослужителя должно
принимать с благоговением.
- В своем письме Лидия Николаевна также сообщила о
том, что в силу возраста и болезни ног ей очень тяжело стоять на службе. Кому и
в какие моменты Богослужения можно сидеть?
- В православном храме на
Богослужении стоят – это символ благоговения перед Богом. Но многие люди по
болезни не могут долго стоять, им можно сесть, для этого в храмах предусмотрены
скамейки. Но когда поют молитвы «Отче наш», «Символ веры», когда читается
Евангелие, нужно встать.
- Отец Николай, Мария Васильевна просит вас немного
рассказать о Вербном воскресенье, которое в этом году будет праздноваться 17
апреля.
- Мария Васильевна, церковное название этого праздника - Вход
Господень в Иерусалим. Предшествует ему Лазарева суббота. После воскрешения
Лазаря Господь направился в Иерусалимский храм. Народ, узнавший о чуде
воскрешения, встречал Его, держа в руках пальмовые ветви и приветствуя криками:
«Осанна!». В переводе на русский язык это означает: "Спасение, слава”. Пальмовые
ветви у нас заменяются вербами, так как верба раньше других древесных ветвей
дает почку. Отсюда и название – Вербное воскресенье. По церковной традиции,
вечером накануне и в день праздника в храмах происходит освящение вербы.
-
Что делать с освященной вербой?
- Хранить как святыню. Положить вербу в
иконный уголок, чтобы она в течение года напоминала о том, что мы встретили Бога
и не должны предавать Его своими согрешениями. Ведь каждый наш грех – частичка
той боли, которую Он претерпел на кресте. Надо постараться не уподобиться людям,
так торжественно встретившим Христа и через несколько дней кричавших римскому
правителю Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!».
- Отец Николай, я вам сейчас
зачитаю строки из письма Максима, пришедшего к нам в редакции по электронной
почте. Он пишет: "Я - человек верующий, крещеный, но на службах бываю редко.
Правильно ли думать, что для верующего человека самое главное – сама вера, а не
соблюдение всех церковных обычаев?”
- Очень часто приходится слышать фразу:
«Я – верующий человек, Бог у меня в душе». Мне представляется, что у таких людей
есть «ручной бог». Когда надо – достал, когда надо – убрал. Удобный такой бог,
согласный с нашими решениями независимо от того, хорошо или плохо мы поступаем.
Мой путь в Церковь начался с того, что я понял: диавол сильнее человека. И
человеку его не одолеть без помощи Божией, которая даруется в таинствах Церкви.
Именно поэтому древние подвижники говорили, что без Церкви нет спасения.
Расписание богослужений в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Христорождественского прихода 7 апреля, четверг пятой седмицы Великого поста.
Благовещение Пресвятой Богородицы 6.30 – Божественная литургия. 17.00 –
Великопостная утреня. Литургия Преждеосвященных Даров. 8 апреля, пятница
пятой седмицы Великого поста 6.30 - Отдание праздника Благовещения Пресвятой
Богородицы, Собор Архангела Гавриила. Утреня, часы, изобразительные, литургия
Преждеосвященных Даров. 17.00 - Утреня с акафистом Божией Матери. 9
апреля, суббота пятой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой
Богородицы 7.00 - Божественная литургия. Похвала Пресвятой Богородицы.
Литургия. 17.00 - Всенощное бдение. 10 апреля, воскресенье пятой седмицы
Великого поста, прп. Марии Египетской 7.00 - Ранняя Божественная литургия.
10.00 - Поздняя Божественная литургия. 17.00 - Пассия. 11 апреля,
понедельник шестой седмицы Великого поста 6.30 - Часы, изобразительные,
вечерня и литургия Преждеосвященных Даров. 12 апреля, вторник шестой седмицы
Великого поста 9.00 - Соборование. 17.00 - Великопостная вечерня. 13
апреля, среда шестой седмицы Великого поста 7.00 - Часы, изобразительные,
вечерня и литургия Преждеосвященных Даров. 14 апреля, четверг шестой седмицы
Великого поста 17.00 - Великопостная вечерня. 15 апреля, пятница шестой
седмицы Великого поста 6.30 - Часы, изобразительные, вечерня и литургия
Преждеосвященных Даров. 16 апреля, суббота шестой седмицы Великого поста.
Лазарева суббота 7.00 - Божественная литургия. 17.00 - Всенощное бдение.
17 апреля, воскресенье шестой седмицы Великого поста. Вход Господень в
Иерусалим. Вербное воскресенье 7.00 - Ранняя Божественная литургия (по
окончании - освящение верб) 10.00 - Поздняя Божественная литургия (по
окончании - освящение верб).
Беседовала Виктория РОМАНОВА
Источник: http://www.shahter.by |