Август
- месяц зрелой красоты природы. И эта красота во всем: в золотистых
колосьях хлебных нив, в ярком разнообразии цветов, в неповторимом
запахе созревших в садах яблок и в тоненькой струйке янтарного меда.
Щедр август к людям и православными праздниками. Не зря его называют
месяцем трех Спасов. А начинается все с Медового, который верующие
отмечают 14 августа. 19 августа праздничную эстафету продолжит Яблочный
Спас, а завершит все Спас Ореховый. Значение каждого из этих праздников
уникально. Все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и
названы в честь Господа - Спасами. Об августовских праздниках и
начинающемся Успенском посте наша сегодняшняя беседа с протоиереем
Николаем Розовым, благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем
Христорождественского собора.
- Отец Николай, в воскресенье, 14 августа, – Медовый Спас. Этот
день объединяет сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого
Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего
Креста Господня и праздник святых мучеников Маккавеев. Однако многие
солигорчане в этот день идут в храм прежде всего для того, чтобы
освятить мед и мак. - Понимаю, о чем вы хотите меня
спросить. Именно со Спасами, которые мы отмечаем в августе, связано
немало суеверий, а они в свою очередь отодвигают на второй план
значение этих праздников и их истинный смысл для каждого православного
верующего. И дело здесь в том, что у нас пока много крещеных, но не
воцерковленных людей. Отсюда многие люди не только не понимают, но и не
стремятся понять суть христианства. У нас сформировалось какое-то
потребительское отношение к церкви. Для кого-то это что-то наподобие
бюро ритуальных услуг, для кого-то магазин, в котором раздают счастье и
здоровье, для кого-то музей народных и национальных традиций. В лучшем
случае некоторые в храм идут, как в последнюю инстанцию, когда больше
некуда обратиться за помощью. Понятно, что для таких людей церковный
праздник состоит главным образом в том, чтоб по возможности избежать
работы и провести время в свое удовольствие, а также по особым случаям
прийти в храм и получить что-либо для себя, для своей, личной выгоды.
Печально видеть, как такие люди даже не заходят в храм, а быстрее
становятся в очередь, чтоб освятить что-либо и побыстрее вернуться
домой. К ним бесполезно обращаться с проповедью, они знают, зачем
пришли. Они пришли получить то, что поближе к телу. Они хотят одного -
здоровья и безопасности в этой жизни, рассказы о вечности вызывают
только недовольный, непонимающий вид.
- Вы как-то рассказывали, что яркий пример такого отношения - праздник святых мучеников Маккавеев.
-
Этот праздник тоже приходится на 14 августа. Многие в этот день несут в
храм освящать мак, и на вопрос, что вы собираетесь с ним делать,
отвечают - рассыплем по углам в доме, чтоб никто не сглазил. Церковь не
запрещает освящать мак, как и другие продукты питания. Есть молитва на
благословение всяких плодов земли, во время сбора первого урожая. И с
этими благословленными плодами нужно обращаться бережно, не разбрасывая
по дому. Такие понятия, как сглаз и порча, не должны беспокоить
православного верующего. Если человек не имеет твердой веры, то
появляется суеверие, а дьявол сеет страхи и заблуждения, чтоб
окончательно погубить человека в омуте мракобесия. Когда говоришь о
том, что нельзя мак рассыпать, следует использовать его для выпечки, в
ответ слышится разочарованное: «Зря пришли». О каком подвиге
мученичества можно говорить с такими людьми? О том, что праздник этот
состоит в том, что люди отдали жизнь за Бога? Однако мы должны говорить
об этом, а СМИ должны давать возможность священникам высказывать
истинное учение, чтоб постепенно изгонять суеверия из сознания людей.
- Отец Николай, выходит, что каждый человек, считающий себя верующим, должен стремиться постигнуть истинный смысл праздника.
-
Да, это так. Возьмем, к примеру, 19 августа. Этот день в народе
называют Яблочным Спасом. Многие ошибочно считают, что самое главное в
этот праздник - освятить яблоки и другие фрукты. А ведь настоящее
название этого праздника - Преображение Господне. Он относится к
двенадцати главным православным праздникам, важнейшим после Пасхи,
связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Этот
праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками
на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста - Матфей, Марк и
Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания
Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия
Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых,
Иакова и Иоанна, отправился из области Кесарии Филипповой в пределы
Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи,
Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в
Евангелии: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном». Проснувшись,
они увидели, что Иисус Христос преобразился: Он стоял окруженный
сиянием, лицо Его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и
блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка -
Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о Его близком отшествии.
Как видите, смысл праздника более глубокий, чем просто освящение яблок.
Поэтому надо помнить, что «Царствие Божие не пища и питие, но
праведность и мир, и радость во Святом Духе». Нужно помнить, дорогие
братья и сестры, что один из многих грехов, за который мы ответим пред
Богом, это грех невежества, и пока мы живем здесь, мы должны стремиться
к познанию истинной православной веры. И не только самим знать, но и
проповедовать эту истину всем окружающим нас людям.
- В одной из наших бесед вы вспоминали поговорку «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка».
-
«Спасовкой» в народе называют двухнедельный Успенский пост, последний
из многодневных постов этого церковного года. Этот пост начинается 14
августа и длится до 27 августа. Строгостью правил этот пост превосходит
и Петровский, и Филипповский, но уступает Великому Посту. В
понедельник, среду и пятницу этого поста Церковный Устав предписывает
сухоядение, во вторник и четверг - вареную пищу, но без масла, по
субботам и воскресеньям разрешено вино и масло. В день Преображения
Господня (19 августа) разрешается рыба. Меню Успенского поста в
основном фруктово-овощное.
- Почему этот пост называется Успенским?
-
Такое название этот пост получил потому, что установлен в честь одного
из великих двунадесятых непереходящих праздников – Успения Богородицы.
Его мы отмечаем 28 августа. Особо скажу о том, что слово «успение»
показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как
бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь. Каждый
человек боится смерти, а точнее, страшится при мыслях о ней (самую
минуту смерти люди переживают по-разному). Это понятно: смерть
неестественна для человека. Иисус Христос, по свидетельству Евангелия,
тоже пережил тяжкие душевные страдания, «скорбел смертельно» перед
распятием на Кресте. И именно для того, чтобы спасти человека от
смерти, воплотился Сын Божий. Он прошел весь путь человека до конца,
после смерти Своей душой сошел во ад и разрушил его. После Воскресения
Иисуса Христа смерть перестала быть уходом во тьму забвения. Для
верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в
новую жизнь. Все усопшие ожидают своего воскресения из мертвых, которое
произойдет при Втором пришествии Христа. Кончина Божией Матери и стала
примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода
в новую жизнь и встречи с Господом. Святая Церковь старается и в нас
вселить такое же бесстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, то
есть уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими
близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он
воистину смотрит на смерть только как на сон.
Беседовала Виктория РОМАНОВА.
Источник: http://www.shahter.by |