[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Новости Солигорского благочиния |
По информации отца Михаила, благочинного церквей Слуцкого округа, в Свято-Михайловском соборе 1 апреля (в 5.30 и 8.30) пройдут ранняя и поздняя божественные литургии, молитвы святой Софии. Основные события торжества запланированы на 11 часов. От Свято-Михайловского собора начнётся крестный ход к памятнику святой Софии, где в 12 часов состоится соборный молебен. Днём ранее, 31 марта, в Минске в 12 часов в церкви святой праведной Софии, княгини Слуцкой (пл. Казинца), по поводу торжества состоится молебен с участием иерархов Белорусской Православной Церкви и открытие памятника княгине. Торжества в Слуцке и Минске официально откроют комплекс мероприятий, приуроченных к 400-летию преставления святой праведной Софии. Они продлятся до осени. В начале лета пройдёт крестный ход из Минска в Слуцк (через Копыль и Греск). В Слуцке на памятнике Софии будут установлены шесть памятных гранитных плит с изображением православных храмов города, в том числе и тех, которые утрачены. В Слуцком краеведческом музее и Галерее искусств будут организованы тематические выставки. Владимир Иванов ДЕНЬ ПАМЯТИ. В честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой, ежегодно 1 апреля проходит соборный молебен.
Праведная София, княгиня Слуцкая (1612)
Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович. Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. Информации о крещении княжны и имена её восприемников не сохранилось. По утверждению некоторых, оно было совершено духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Свято- Варвариинской церкви Слуцка. Соответственно местом совершения мог служить либо один из замковых храмов Слуцкого «дзядинца», либо сам Варвариинский храм. В два года потеряла родителей: в том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. На протяжении буквально нескольких лет умерли также дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей. Согласно завещанию деда,София становится ещё и княгиней Копыльской. Она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой. Опеку над ней взяли Ходкевичи, родственники по женской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич). Младенчество и детство княжна проводила в Берестье и Вильно: сначала девочку опекал жмудский староста Юрий Ходкевич, забравший её в Вильно, затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич. Сохранились сведения об иконе, части родового наследства, которую княжна сохраняла при себе с самого младенчества: Покров Божией Матери (в богатой ризе). Позже эта икона сопровождала мощи святой. До наших ней не сохранилась. Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
Из архивных документов, усматривается неведение княжны о брачном договоре. Молодому князю Янушу было дозволено видеться с Софией Олелько в доме опекуна в Берестье (ещё при Юрии Ходкевиче). Однако имеется лишь одно упоминание о попытке князя посетить Софию в Берестье, по дороге в Венгрию 19 сентября 1598 года. Встреча не состоялась по воле опекунов. На основании этого нельзя утверждать о согласии в то время Софии на брак с князем Янушем. Скорее наоборот, неудавшийся визит можно объяснить нежеланием опекунов известить Софию о наличии брачного договора. Почему не согласились опекуны на свидание? В тот момент Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне. Шли судебные тяжбы, увеличивая противостояние двух родов, отягощенное тем, что поскольку речь уже шла и о свадьбе, соглашение о которой было заключено под денежный залог, у опекуна княжны Софии Юрьевны образовался огромный долг перед Радзивиллами. Ходкевичи не могли выплатить, а Радзивиллы не хотели прощать долг. И хотя тяжба началась между Радзивиллами и Яном-Каролем Ходкевичем, в конфликт самым тесным образом вовлекли и опекуна княжны Софии Григория (Иеронима). Вся Литва ждала разрешения конфликта. Событие обрастало слухами и домыслами, но все ждали кровопролития. Обе стороны всерьез готовились к войне.Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. Войска Радзивиллов приступили к Вильно, где жил Иероним Ходкевич в доме со своей опекункой княжной Софией. (В Вильнюсе сохранились остатки этого дома по улице Савич.) Послы короля, как и униатский митрополит Ипатий Потей не смогли примирить стороны. Был объявлен трехдневный молебен во всех Храмах и монастырях Слуцка. До февраля 1600 года юная княжна увещевает князя Януша Радзивилла о благочестии, не давая согласия на брак. Сохранились свидетельства об её отказе от 18 февраля 1600 года. Княжна указывает о доли родства между ею и Янушем Радзивиллом, о конфессиональной принадлежности (князь Януш протестант по крещению): «…и предостерегаючи того, абым таким непорядком и с тем моим за его милость пана Януша Радзивилла вперед Господа Бога не ображала, а потом абых теж учстивост и маетностей моих до жадных небеспечностей не прыводила…" Приведенные слова, как утверждают, княжна произнесла в момент, когда войско Радзивиллов стояло в самом Вильно, где в «каменице» ждали сражения Ходкевичи. До кровопролития оставались считанные часы. Своей речью София старалась обелить Ходкевичей перед всей Литвой, высказывая в самый пик ситуации именно свою волю о браке, уповая на Господа, она пытается примерить враждующих до самого последнего момента. Но вдруг, как указывают, случилось неожиданное — не ведавший отступлений Кшиштоф Радзивилл отводит свои войска. Княжна София дает согласие на брак с Янушем. Януш умоляет отца остановить сражение, ибо не пристало воевать в день долгожданного согласия. И мир воцарился не только в Вильно, а по всей Литве. Как пишут в житиях святой: «Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке». Чуть позже Ходкевичи примирились с Радзивиллами и возникавшие споры уже навсегда решались только мирным путем. Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.
Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными. Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния. По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой. Защита от униатства и церковная деятельность Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Под ее кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений… Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные Храмы в дни их престольных праздников. Вдобавок, Софья убедила своего кальвиниста-мужа выхлопотать у короля Польши грамоту,которая запрещала принуждать её подданных к унии.Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась. «Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…» Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Слуцк мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранил целостность и чистоту учения, освятившего земли русские в 988 году. Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов опожертвованиях церквям. На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам (Эти ризы сохранились до XX века и были описаны, как и Евангелие, воспроизведенное Юрием Олельковичем, польским исследователем Смолинским в 1903 году). Блаженная София скончалась от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень). Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы». Смерть супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Его близкий друг, лично знавший княгиню Софию, поэт Соломон Рысинский оставил такие строки в «Эпитафии» (Жалобной песни на смерть Софии): «Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина, Между литовскими, славой ярчайшая, первая дочь! Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? Сила какая, нагрянув нежданно тебя унесла!…» И по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние праведной княгини было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. К примеру, спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала такую грамоту: «Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещаладуховенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать». Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. В жизнеописании отмечают: Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». Свидетельств о более ранней общецерковной канонизации святой нет. Но стоит упомянуть о причислении в начале XX века её к лику местночтимых в Минской Епархии. К вопросу о канонизации святой следует добавить, что православные ученые Польши утверждают о её возможной канонизации во времена Петра Могилы. Да и А. Трофимов в книге «Святые жены Руси» указывает на дореволюционную канонизацию святой Софии. Решение таких вопросов документами РПЦ отнесено к ведению Епархиальных Комиссий по канонизации. Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
Поначалу и дольше всего нетленные останки Праведной Софии Слуцкой почивали в Слуцком Троицком монастыре. Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой, и по описанию Архимандрита Афанасия (Вечерко), была вся увешана вывесками, пожертвованными богомольцами. Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Близ гробницы стоял медный подсвечник высотою с аршин, с вылитыми изображениями ангелов при трех ножках, для братской свечи весом в 1-2 пуда. Подсвечник этот всегда стоял на солее близ гроба. Почитание святой и её мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды. Существовала ещё одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. Рядом с нею находились и Святые Мощи мученика-младенца Гавриила Заблудовского. 21 февраля 1930 г. комиссия в составе начальника отдела Бобруйского исполкома Антонова, доцента БГУ Червакова, управляющего Бобруйской больницей Сурова, представителя церковного совета Троицкого Собора Павлюкевича, церковного старосты того же Собора Криводубского, инспектора просвещения Иваницкого, представителя Слуцкого горсовета Сечко, в присутствии Настоятеля Троицкого Собора Епископа Николая (Шеметило) «совершила осмотр» мощей младенца Гавриила и святой Софии, княгини Слуцкой. Была вскрыта рака и составлен протокол осмотра с приложением заключения и фотографий. В выводах комиссия признавала отсутствие специального бальзамирования тел, а нетление обосновывала «типичным примером натуральной мумификации трупа». Затем мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медфакультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников, вероятно, по просьбе настоятеля Свято-Духового собора в Минске Жировицкого архимандрита Серафима (Шахмутя) (и по разрешению оккупационных властей) мощи были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, хотя почти всю оккупацию оберегались из-за угрозы вывоза в Германию в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны они вновь вернулись в Свято-Духов Собор. В жизнеописании Софии Слуцкой отмечают достаточно сложный момент этого перенесения: По свидетельствам очевидцев и современников событий 1941 года, оккупационные власти приняли просьбу о возврате мощей в лоно Церкви, когда их обнаружат в руинах Минска. И вот, в чудом уцелевшем здании мед. Факультета БГУ, службы вермахта, проводившие осмотр и инвентаризацию уцелевших зданий обнаружили Святыню — мощи Святой. Патруль известил (видимо с ведома командования) причет Минского Свято-Духового Собора, тогда бывшего монастырским храмом, о своей находке, об удовлетворении ранее поступившей просьбы о возврате мощей. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Акафист святой праведной Софии СлуцкойНеканонический, пока благословения
нет. Кондак 1 Благословенным Промыслом Божьим рожденная на свет от юности Христа
Бога возлюбившая, до смерти твердую веру и терпение хранившая, верных
чад Божьих во дни гонений оберегшая, благолепие истинной веры утвердившая,
мир для народа своего у Бога испросившая, Божью Церковь от рук еретиков
спасшая и всю себя в Руци Божьи предавшая, мучение пред кончиною
со смирением и величием понесшая. Сонм святых православных в земле
белорусской обогатившая. Рода княжеского святая праведная заступница
православных христиан в земле нашей просиявшая, благодарственно
воззовем ти: Икос 1 Небес и земли Создатель, призревший на смиренные мольбы верных
чад, явих тя яко чадо Свое Церкви Своей святей заступницей и оградительницей
от безумия нечестивых в земле белорусской, миротворицей и ревнительницей
благочестия. Тя же возлюбленную Христом праведную Софию с любовью
восхваляем сице: Кондак 2 Исповедаше веру истинную и любовь нелицемерну, блаженная отроковице София вопиеши с нами Богу победную песнь: Аллилуия. Икос 2 Како в псалмех воспеваша: Сироте Ты помощник, сохранил сироту под
опекой знатных и имение её не разорих. Отец сирот и судья вдов Бог
во святом Своем жилище, принял и отроковицу Софию, избрав на путь
служения Своего. Видящии же сие служение воспеваху те сице: Кондак 3 Во дни вражды и смятения, войны и скорби приближения, гибели человеков и земли опустошение, безумие сие жертвенною мудростию остановила, оружие противоборствующих отвращяя. Видивше милость Божью в тебе проявленную Миротворца Христа Бога прославляем песнию: Аллилуия.
Милости Божией предаяя живот свой, честным замужеством честною
пред Господом и Спасителем своим остаяясь, сие памятуя, мудрость
Божью в тебе прославляем, вопияше сице: Кондак 4 Сохраняя верность Христу и заповедям Его, благословение Божее испросиши к понуждаемому замужеству за следующим с еретиками мужем, не отреклася от веры православной, всю себя Христу Богу предая, воспеши Ему: Аллилуия. Икос 4 К благоразумию супруга склонявшая, воина непобедимого в брани,
сама облеклась в доспехи духовные, Христа Бога восхваляя и прославляя
мужеством и отвагою в брани невидимой. Сие познаше, благочестия
воинственницу восхваляя, средь сонма небесных воинов к тебе воспеваху
сице: Кондак 5 Гонениям на православных христиан предстоя яко столп, утвердивыйся против унии еретической, многих в правоверии утвердила пети Богу: Алилуия. Икос 5 Разумом уразумев истинность веры православной, славя Единого Бога
в Пресвятей Троице, Промыслу Божьему путь свой земной предая, безумие
еретическое облекла, врага рода человеческого праведным житием и
смиренномудрием отгнав, верных Христовых раб от козней вражьих упасая.
Сего ради любомудрие твое почитая, София, Христу Богу верная, тя
восхваляем сице: Кондак 6 Укрепиши властною грамотою веру православную в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях своих под благословением православного патриарха, сохраняя на вечные времена неприкосновенно, безо всякой перемены в совершенной свободе Церковные богослужения православные и отгнавши насилие еретиков, укрепляеши и нас воспевати радостно Богу: Алилуия. Икос 6 Жертву за ближних отдаяя, Христу Господу послужиша, еретическое
злосмрадие остановиша, грамоту оградительную для православных христиан
испросише, мир и ликование Церкви Христовой в земле белорусской
подаяя. Благодарнии за сие, величая тя, восхваляем сице: Кондак 7 Сохранившая чад своих в вере православной и святыни Слуцкие от еретиков, вдохновиша народ на подвиги веры. В граде Слуцке воссияв светильником праведности, житием своим удивляя отошедших от Церкви Божьей, оградивши веру истинную из рода в род неизменную от крещения Руси. И тамо многих научиши пети Богу: Аллилуия. Икос 7 Содержаше монастыри и храмы Божии, рукоделием своим драгоценные
священческие облачения сотворих, послужиши и делом и словом, милостию
и великодушием верным Господу и Церкви Его Святей. Приютише богомольцев
и гонимых за Христа, сама богомолицей во дни престольные хождаше
в Храмы. И то ведущее с любовию воспеваем те сице: Кондак 8 Освященная Образом Покрова Божьей Матери в богатой ризе, от младенчества имеши Благословение Божее и Покровительство Пречистой Девы, оберегла Святыню сию до последних дней своих, научаюше верных благоговети Образу Её со кротостью, воспеваше Богу: Аллилуия. Икос 8 Видяше благоговение твое пред верою истинною и святынею, и по смерти
твоей Сам Господь в святыню тебя возвел, призывая верных пети те
сице: Кондак 9 Овчей Божьей в стае волчей пожиша, невредима милостью Божьей спасаясь, паству Христову сохраняя и укрепляя, смиренно смерть телесную приняв, последнюю Богу жертву отдая, в Руце Спасителю Богу отошла, претерпевши до конца. Мы же дивясь твердости веры твоей устнами не престаем пети Богу: Алилуия. Икос 9 Смертию своею вои небесные укрепляя в Вечные Селения отошла, где
предстая со всеми святыми, Единого Бога в Пресвятей Троице величаеши
и славиши. Мы же, познаяя святость твоего жития молим тя: и нас
своими молитвами ко Господу и заступничеством не оставляяй, радование
и ликование те приносяще, сице: Кондак 10 Чадолюбивый Господь, избрав тя на особое служение Себе, даяя венец нетленный и велию милость, восхищая путями Своими, научает пети Ему: Алилуия. Икос 10 Смерть со чадом своим разделих, не познаше полноту родительского
жития ко Родителю душ и телес отошла, испросивши у Бога милости
в мольбе за непраздных и больных дщерей Божьих, с верою и любовию
притекающих к те. И то ведуще, молим тя, Бога в тебе прославляя
сице: Кондак 11 Освященная любовию Христа Господа, по успению своему с любовию взираеши и на приходящих к тебе и ограждаеши молящихся тебе от мора, язвы и многих бед. Видящии на тебе проявленную таковую благодать Божию, благодарне воспеваем Богу: Аллилуия. Икос 11 Светом Любови Божьей воссияя, облеклась в ризы смирения и кротости,
мир народу купивши жертвенным деянием Христу Богу подражая. Бог
и Господь наш, жертву твою принимая, облек тя в ризы светлые и нетленные.
Сие ведуще, богоподражательную любовь твою воспевая, сами с любовию
к тебе воспеваху сице: Кондак 12 Светом во тьме пожих и душу Творцу предах, исповедах веру истинную, многих научиши пети Богу: Аллилуия. Икос 12 Поющее твоя многие чудеса и скорую дивную помощь в скорбные дни
Белой Руси и тяжких скорбех и болезнех всех с верою притекающих
к пречестным твоим мощам, зрящие помощь твою, благодарние, восхваляем
тя сице: Кондак 13 О, святая праведная София, княгиня Слуцкая, прими сие наше хвалебное
пение с любовью тебе приносимое и испроси у Бога мира и процветания
народу нашему богоприятным твоим ходатайством. Да с тобою воспеваем
Богу: Аллилуия. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва святой праведной Софии, княгини СлуцкойО, святая праведная мати наша, блаженная княгиня Софие, приими с любовию приношение веры, надежды и любви нашея и вознеси ко Господу, и яко при жизни была еси помощница и заступница всем православным христианом земли твоея, тако и ныне укрепи нас твердо и непоколебимо до смерти стояти за веру православную, согрей сердца наша любовию ко Господу и Пречистей Его Матери. Умоли Христа Бога нашего, да сохранит Церковь Свою святую от расколов и ересей, да утвердит в ней дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости вечной, да вси члены ея духом и истиною покланяются Ему, да укрепит верных в благочестии и святости жизни, да обратит отпадших от Православный Церкве во святыя недра ея. О святая мати, града Слуцка похвало и радосте, умоли Господа, да избавит град твой и вся грады и веси Малыя, Белыя и Великая России от глада, труса, потопа, огня, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, да низпослет правителем нашим усердие, прозорливость, мудрость и верность, да управляют и судят по воле Его, да хранят установления Святыя Церкве. Испроси всем с верою притекающим к раце святых мощей твоих мирное житие, тишину, просвещение умов и сердец, соблюди их от козней вражиих, от соблазнов мира, во зле лежащаго, и от всякия скорби и нужды, обрати нас к покаянию и исправлению, даруй заблудшим истины познание, недугующим исцеление. Упаси нас благодатными твоими молитвами от всех врагов видимых и невидимых и сохрани от всякаго зла, да прославим во вся дни жизни нашей Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление во веки веков. Аминь.
Софья Олелька-Радзивилл. Портрет неизвестного художника XVI в. София Юрьевна Олельковна-Радзивилл, княгиня Слуцкая и Копыльская. Источники: http://hramlavrenty-svetoch.narod.ru http://kurjer.info http://drevo-info.ru | |||||||||||
Просмотров: 4553 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |