Виктория Романова
В последнее время погода все чаще проявляет свой непостоянный характер: то заставит сетовать на слякоть, больше похожую на осеннюю, то порадует по-весеннему чистым небом и ярким солнцем. Практически весь декабрь мы тщательно изучали прогнозы синоптиков, гадая, будет ли снег на Новый год. Был! Потом снова потеплело. Но к великому православному празднику вновь столбики термометров опустились в зону минуса и пошел снег. Все стало способствовать тому, чтобы каждый из нас ощутил неповторимость Рождества Христова, чтобы мы услышали чистоту
Рождественского благовеста, настраивающего наши сердца на созидание и милосердие. О великом православном празднике, наступающих Святках наша сегодняшняя беседа с благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем кафедрального Христорождественского собора, митрофорным протоиереем Николаем РОЗОВЫМ.
- Сердечно поздравляю жителей города Солигорска и Соли- горского района с Новым, 2015 годом и Рождеством Христовым, - со слов поздравления начал наш разговор отец Николай. - Завершился еще один год дарованной нам Богом жизни. Он не был легким. Однако мы верим и знаем, что там, где жива Христова вера, нет места злобе и унынию. Никакие земные настроения не могут омрачить благодатной радости от встречи с Младенцем Христом, рождающимся в мир в святую Рождественскую ночь. Будем надеяться, что свет и тишина этой благодатной ночи отзовутся в человеческих душах, даруя нам всем мир и радость. Родившийся Христос объединяет нас, независимо от нашего социального статуса и материального положения. К тому же из Евангельского повествования мы знаем, что и простецы-пастухи, и мудрецы поклонились Ему и принесли дары. Наши дары Господу – это милосердие, помощь ближнему, отзывчивость к чужой боли – то, в чем сейчас особенно нуждается наш ожесточенный современный мир. Пусть же радость о Родившемся Спасителе придет в каждый дом и в каждую семью, свидетельствуя нам о вечных христианских ценностях, укрепляя нас в истинах православной веры, согревая сердца наши теплом милующей, сострадательной любви, которую явил Бог человеку в тишине Вифлеемской ночи. Пусть радость торжествуемого праздника поможет нам в суете повседневности не утратить дара Божественной милости, освятить наши души молитвенным трудом, любовью к Богу и ближним! Пусть уврачуются болезни и утешатся скорби, пусть наша жизнь будет наполнена делами милосердия и любви, приумножением христианских добродетелей, стяжанием благодати Духа Святого, а неугасимый свет Вифлеемской звезды всегда озаряет наш путь ко спасению! И да благословит Господь труды ваши во благо Святой Православной Церкви, во благо Отечества нашего, и да одарит всех нас искренней радостью, душевным покоем и исполнением самых сокровенных желаний!
- Рождество Христово называют «матерью всех праздников».
- По моему мнению, очень точно сказано. Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. В сочельник, 6 января, до «первой звезды» ничего не едят и не садятся за стол. Но первая звезда – это не та, которая на небе появляется, а та Вифлеемская звезда, которую символизирует свеча, выносимая на середину храма после дневного богослужения.
- Давно знаю, что ощутить всю неповторимость праздника можно лишь пройдя дорогою Рождественского поста, который ежегодно начинается 28 ноября. Иначе Рождественская радость в суете жизни забывается, растворяется как-то, люди просто забывают о ней. Батюшка, а что такое духовная радость праздника?
- Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь мучается от зависти и злобы, то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…
– А сколько дней по христианскому календарю должны праздноваться Рождественские праздники?
- Думаю, читатели «Шахцёра» хорошо знают, что Рождество начинают праздновать ночью с 6-го на 7-е января, когда совершается ночная Божественная литургия. Верующие люди приходят в храмы для молитвы. Разрешается вкушение любой пищи. Дома можно устраивать праздничные столы, ходить друг к другу в гости, поздравлять с праздником Рождества Христова. Время празднования Рождества Христова от 7-го до 17-го января называется Святками. В это время принято поздравлять друг друга с праздником, дарить подарки, ходить в гости, но ни в коем случае нельзя заниматься гаданиями. Напомню читателям вашего издания, что Православная Церковь к любому гаданию относится отрицательно. Ведь корни его в язычестве. Поэтому, когда человек гадает, то он проявляет своё недоверие к Богу. Человек пытается с помощью различных средств и символов узнать своё будущее, не надеясь тем самым на Бога и на свою молитву, в которой мы просим у Бога каких-либо благ: допустим, он через гадание узнал, что всё у него будет плохо – руки у такого человека опускаются. Разве может идти речь о православной вере, если человек верит не в Бога, а в то, что покажет ему кофейная гуща.
- Накануне нашей беседы в редакцию обратилась одна солигорчанка. Она просила не называть ее имени. А волнует ее то, что она стала чувствовать ослабевание своей веры.
- Мне приходилось вести беседы с прихожанами по подобному поводу. В таких случаях я всегда говорю, что вера без дел мертва. Если человек не строит свои отношения с Богом, не молится, то его вера постепенно исчезает. Вследствие безнравственной жизни. Тот, кто думает о чистоте сердца, будет укрепляться в вере. А через грязное от грехов сердце Бога не видно. И такой человек вполне может сказать: «В моей жизни Бога нет».
- Недавно натолкнулась на мнение о том, что можно считать себя воцерковленным человеком после десяти лет церковной жизни.
- Тут все зависит от того, что мы вкладываем в понятие «воцерковление». Вот я, Виктория, недавно прочитал, что самый страшный грех - общение с «воцерковленными».
- Почему?
- Да потому что иногда человек приходит к такому ощущению, что считает себя «воцерковленным» - знающим праздники, как и когда молиться, все правила, но при этом довольным собой, как фарисей. Определил для себя строй жизни и живет этим. Неплохо? Если возникает состояние удовлетворенности тем, как он живет, и человек не ищет ничего больше, для него очень плохо заканчивается воцерковление. Это страшное состояние, потому что духовная жизнь - всегда поиск: есть грех, есть проблемы. Они с годами меняются. В разные периоды Господь подает разные ощущения. Из своего опыта могу сказать, что уже не боюсь слов: «Не знаю, как поступить в той или иной тупиковой ситуации. И так плохо, и так. Что хуже или что лучше - не всегда могу определить. Надо набраться терпения и молиться. Тогда Господь, может быть, откроет...». Особо хочу сказать о том, что в праздновании того или иного события мы становимся его участниками, преодолевая границы истории. Однако для того, чтобы это в себе воспитать, чтобы до этого вырасти, нужно много времени, сил, большая заинтересованность и напряженная внутренняя жизнь. И это другой режим жизни. К тому же наша мирская суета иногда мешает ощутить истинный смысл православных праздников. И в этом повседневном беге каждому человеку нужна остановка. И она, возможно, как я считаю, только в храме, во время службы. Только так каждый из нас может осознать, что для нас главное, и принять вечные истины всем сердцем и душою.
"Шахтер" |