Сегодня,
19 января, у православных христиан Крещение Господне – один из самых
почитаемых двунадесятых церковных православных праздников. По преданию,
в этот день Иисус принял крещение от Иоанна в реке Иордан. Накануне
Крещения и в сам праздник в церквях освящают воду. Эта вода называется
великой святыней, которую принимают во время недомогания. Ею также
окропляют храм, людей и все, что относится к земному бытию человека -
дома, хозяйственные постройки.
А еще в этот благословенный день мы стараемся быть добрее друг к другу
и к своим близким, задумываемся о вечных ценностях. Ведь, желая счастья
и любви ближним своим, мы сами становимся духовно прекраснее и богаче. На
днях пришлось стать невольной свидетельницей одного разговора. Две
женщины обсуждали приближающийся праздник Крещения Господня. Одна
предлагала пойти на ночную службу, помолиться, поучаствовать в чине
освящения воды. На что вторая ей в ответ говорила, что в храм идти не
стоит, потому что в большие праздники туда приходит много людей,
поэтому там очень тесно и душно, к тому же стоять на службе ночью очень
тяжело и скучно. «Мне бы только святой воды без проблем набрать, а так
Бог у меня в душе живет, поэтому для меня ходить в храм не
обязательно», - подкрепила она свое мнение. Первая женщина как-то
неуверенно пожала плечами и ответила: «В таком случае тебе и крещенская
вода не нужна». Об этой ситуации и особенностях праздника Крещения
Господня мы сегодня беседуем с протоиереем Николаем Розовым,
благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем
Христорождественского собора.
- Святые Отцы учат нас, что каждый
христианский праздник приносит в наше земное время вечность, - так
начал наш разговор отец Николай после того, как выслушал историю. - Мы
не просто вспоминаем события из жизни Господа нашего Иисуса Христа,
Божией Матери, апостолов, а они как бы вновь совершаются. Поэтому
каждый христианский праздник – это возможность заново пережить эти
события, не вспомнить, а именно пережить, приобщиться к ним. В праздник
Крещения Господня снисхождение на землю вечности проявляется особым
зримым образом. Как известно, за святой водой в этот день, как и на
протяжении многих веков, приходит множество людей, которых не назовешь
воцерковленными, некоторые из них только раз в год именно за святой
водой приходят в храм. Но раз уж пришли эти люди к святыне, значит, во
всех них есть искра Божия, есть живая душа, желающая, воздыхающая,
требующая лучшего. - Некоторые люди считают, что в храм им ходить не нужно, потому что Бог живет в их душе. Как нужно относиться к такому мнению? -
Ответ на ваш вопрос начну с того, что данное утверждение весьма спорно.
Поскольку говорить, что Бог в душе, может лишь человек, полностью Богу
эту самую душу посвятивший. Например, преподобный Серафим Саровский или
праведный Иоанн Кронштадтский. При более близком рассмотрении души
человека, утверждающего, что именно там живет Бог, оказывается, что в
душе живет вовсе не Он, а некий идол. Идол, которого человек сам
вырастил и которому служит. Идол, который потакает всем страстям,
который позволяет совершать банальные грехи, такие, как, например,
пьянство, курение, разврат. Этот идол не приносит ни радости, ни
удовлетворения, кроме того, душа все равно остается неспокойна, она
ищет чего-то более высокого и чистого, нежели ты сам. Практика
показывает, что человек мечется до тех пор, пока его не приводят в
чувство какие-либо плачевные жизненные обстоятельства, например,
болезнь близкого человека. Тогда люди забывают, что Бог живет у них в
душе, и со всех ног бегут в храм. Помолиться, поставить свечу,
обратиться к великомученику Пантелеимону Целителю. Горе в семье
зачастую становится огромной встряской, после которой человек
обращается к Богу. Неужели нужно доводить до такого момента? - На большие православные праздники в наш храм не попасть. -
Поэтому мы все вместе и стремимся продолжить строительство нашего
собора. Действующий сейчас храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
изначально планировался крестильным. Но так сложились обстоятельства,
что вот уже двенадцать лет он единственный в нашем стотысячном
Солигорске. Конечно, на большие праздники приходит много людей. Эта
проблема известная. Поэтому Солигорским райисполкомом и было принято
решение о продолжении строительства православного комплекса
Христорождественского собора. Надеюсь, что совместными усилиями мы
сможем его завершить. И в продолжение темы скажу вот о чем. Некоторые
люди уверены, что христиане молятся исключительно на Пасху. Другие
считают, что у верующих вообще существуют лишь праздники, на которые
что-то можно освятить. Например, воду, вербу, яблоки, куличи. Поэтому
для похода в храм они выбирают именно дни соответствующих праздников. И
вдруг оказывается, что таких захожан, желающих что-то освятить, много.
Начинаются претензии: «Я тут стоял», «Прекратите толкать меня». Именно
эти ситуации и формируют впоследствии воспоминание о церкви – душное и
тесное помещение. Если вы человек невоцерковленный, попробуйте зайти в
храм в тихий будний день, когда идет служба, когда ничего не раздается
и не освящается. Попробуйте стать в углу, где вас никто бы не трогал,
закрыть глаза и полностью отключиться от повседневных забот. Попробуйте
хоть раз в жизни впустить Бога в свое сердце. - Отец
Николай, читатели нашей газеты накануне праздника Крещения Господня
спрашивали: «Как правильно пользоваться святой водой?» -
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина
достаточно многообразно. К примеру, ее употребляют натощак в небольших
количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, кропят свое жилище. У
святой воды есть особое свойство: если ее добавить к воде обычной, то и
обычная вода приобретает благодатные свойства. Поэтому в случае
нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что
освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась
благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. Хотя
и желательно принимать крещенскую воду натощак, но по особой нужде в
помощи Божией - при недугах или в сложных обстоятельствах - пить ее
можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении
святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее
следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. - В нашей редакционной почте есть немало вопросов, связанных с тем, как правильно обустроить домашний иконостас? -
Что касается домашнего иконостаса, не существует строгих правил,
которые бы указывали, как его обустроить. Можно лишь дать общие
рекомендации. В доме каждого православного человека обязательно должен
быть образ Спасителя. Он и будет располагаться выше всех икон, но это
может быть и икона Пресвятой Троицы. А рядом с образом Спасителя может
расположиться один из образов Пресвятой Богородицы. Причем, как
правило, образ Спасителя должен находиться справа от молящегося, а
образ Богородицы - слева. Ниже можно расположить особо почитаемых в
Церкви святых угодников. Это и Святитель Николай, и святой
великомученик и целитель Пантелеимон. Хорошо бы иметь иконы святых, в
честь которых названы члены вашей семьи. Главный принцип расположения
икон - это принцип иерархии. Выше всех иконы Троицы или Спасителя и
Божией Матери. Далее - апостолы, пророки, ниже - святители, мученики,
преподобные. В общем, при желании разобраться нетрудно. - Отец Николай, сегодня 19 января – Крещение Господне. Что бы вы хотели пожелать читателям «Шахцёра»? -
Я хочу, чтобы в этот великий праздник солигорчане, пришедшие в храм за
освященной водой, не забыли о высоком духовном значении воспоминаемого
события. Если мы внимательно будем читать Евангелие, то поймем, что в
день Крещения Иисус из Назарета впервые явил себя как
Христос-Спаситель. От Иордана Он отправится в пустыню, где, победив
искушения врага рода человеческого, начнет Свое общественное служение.
Через Богоявление Пресвятая Троица показала людям: Господь среди вас,
приблизилось Царствие Небесное! Как важно и нам, людям XXI века, всем
сердцем воспринять этот призыв, чтобы прежде всего вознести молитву
благодарения Богу за Его милости и благодеяния роду человеческому,
остановиться, презрев быстрый бег повседневности, и задуматься о жизни
своей души, о таких вечных ценностях, как вера и любовь, покаяние и
жертва. Святая вода, агиасма, есть видимое свидетельство действия
благодати Божией в мире. Как воспевается во время богослужения, Господь
использует Свое творение для служения тайнам Божественного промысла о
мире. С благоговением и духовной радостью испиваем мы в сей день святую
воду, кропим ею наши дома и храним на протяжении всего года в
уверенности, что по вере получим через нее укрепление, избавление от
недугов и различных обстоятельств. Сердечно поздравляю вас с праздником
Крещения Господня, желаю мира и счастья. Да благословит вас Господь! Беседовала Виктория РОМАНОВА.
Источник: http://www.shahter.by |