8 апреля — Вербное воскресенье
Устала
от поста. Ничего — неделя осталась. Лазарева суббота сегодня, а завтра
— Вербное воскресенье. Какая весна холодная. Небо в тучах, лужи, грачи
орут. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима:
се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на
ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Книга пророка Захарии, 9, 9. Где бы вербочек достать. Ага, вон на скамейке тетка с красным ведерком, пучок — пятьдесят рублей.
Почему мы так любим эти веточки
с мохнатыми серыми шариками? Потому что они символизируют те самые
вайи, пальмовые ветви, коими приветствовали Христа? Вряд ли. Мы вообще
очень любим в Церкви предметы, вещественные знаки веры. Записки, свечки
— как это, прийти в церковь да свечку не зажечь? Или масло на полиелее.
Или вот эти вербочки. Все это помогает нам, дает возможность внешнего
движения — взять, прийти, поставить — которым мы компенсируем
недостаток движения внутреннего, духовного. Простой предмет, простое
действие занимает нас и удерживает наше внимание тогда, когда у нас не
хватает сил удержать его иначе; когда нам слишком трудно постичь
богослужение и участвовать в нем.
Кроме того, мы любим обычай,
традицию. Традиция дает чувство принадлежности к народу, к культуре и
поддерживает нас — там, где мы сами себя поддержать не можем.
Нет,
я не хочу сказать, что это все не нужно — свечки, вербочки. Это очень
нужно на самом деле. И по вышеназванным причинам — куда денешься,
немощные наши души нуждаются в костылях. И потому еще, что вот эти
вербочки, к примеру, они дают нам чувство присутствия Божиего в мире, в
природе и чувство милости Божией к миру тоже. Это нужно! Просто этого
недостаточно.
Вербное воскресенье — праздник. Но праздник
проходит. Вербочки свои мы будем завтра святить, а потом поставим их на
полку, и будут они пылиться там до следующей весны, не вызывая уже
никаких чувств. Иными словами — беда, если Вербное воскресенье для нас
— только Вербное, и больше никакое. Если мы не осознаем события,
которому оно, любимое наше воскресенье с вербочками, посвящено.
Вход Господень в Иерусалим — самое скорбное из торжеств: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).
Время отвязывать молодого осла, сына подъяремной;
он надобен Сыну Человеческому для того, чтобы сбылось предрешенное. Для
того, чтобы страшной, непостижимой разуму ценой совершилось спасение
наше от греха и ада.
На всенощной в храме уже полно народу, и
все с вербочками: «Когда будут святить, не знаете? Сегодня будут
святить?». Посреди храма — знакомая входоиерусалимская икона: люди с
вайями, люди, кричащие «Осанна», стелющие свою одежду под копыта осла.
Среди всеобщего ликования — лицо Спасителя. Что чувствует человек,
который знает, что через три дня крики «Осанна» сменятся криками
«Распни», а затем его заживо приколотят к доскам и оставят так умирать?
А Он был — истинный Человек, как и истинный Бог.
Вайи у нас в
руках, ветки — как у тех, кто встречал Его тогда на улицах Иерусалима.
Те люди с ветками не совсем понимали, что происходит. Они
приветствовали Его, потому что Он творил чудеса, Он воскресил Лазаря.
Раз мертвого воскресил, значит, может Израиль освободить, вернуть
Израилю славу и мощь эпохи Давида, и уже не на время, а навсегда.
Значит, Сын Давидов и есть Мессия, тот, которого угадывали в своих
видениях пророки: из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных
(Мих. 5, 2). Это было правдой! Но не всей правдой. Пришел Тот, Которого
чаяли тысячелетиями… и одновременно — не тот. Ждали освободителя от
власти Рима — пришел Освободитель от власти смерти. Ждали посланца —
пришел Сам Бог. Сбитый с толку народ поднимает глаза к своим духовным
вождям, а те спешат ему напомнить, что называющий себя Сыном Божиим
должен умереть (см.: Мф. 26, 63–65; Лк. 22, 70–71; Мк. 14, 62–64).
Они
не понимали, они так и не поняли, но мы-то понимаем, знаем. И при всей
нашей немощи нам нужно все-таки двигаться к тому, чтобы Вербное
воскресенье не с вербой у нас ассоциировалось в первую очередь; чтобы
не только тем мы были озабочены, чтобы эти веточки добыть и освятить.
Освятить веточки на самом деле — не главное.
Не исключено,
впрочем, что эти букетики с мохнатыми серыми соцветиями служат еще и
для смягчения, облегчения нашего переживания. Иначе мы бы просто не
знали, что делать с этой информацией, с этим страшным впечатлением — от
оглашаемой цены нашего спасения (см.: 1 Кор. 7, 23). Нам было бы
слишком трудно сейчас — в конце поста, накануне Страстной седмицы, если
бы не эта добрая русская традиция.
Народ с вербой толпится
вокруг батюшки, брызги с кропила летят на серые шарики, все улыбаются,
но нечто очень серьезное чувствуется во всех: каждый ощущает себя на
пороге чего-то очень важного, ответственного и трагического. В
понедельник Церковь снимет зеленые облачения и оденется в черное. И
ничего смягчающего уже не будет в богослужении Страстной седмицы.
Утешение будет только одно, зато непреходящее: Христос воскресе.
Марина Бирюкова
Газета «Православная вера» № 6 (458), 2012 год |