Наша повседневная жизнь наполнена
различными делами, проблемами, тревогами и суетой. Мы все время
стремимся чего-то достичь и что-то успеть. Иногда даже мелкие
неприятности приводят нас в отчаяние. Но даже в действительно тяжелых и
скорбных обстоятельствах у каждого из нас бывают минуты радости. И эти
минуты словно яркие лучи ласкового весеннего солнца озаряют наш путь и
помогают нести свой крест. А еще в нашей жизни бывают праздники: лично
наши или всей семьи, нашего города или всей Беларуси. А есть праздник,
который касается всех христиан, живущих на нашей планете. Этот праздник
– Пасха, Светлое Христово Воскресение. Он дарит радость. Однако радость
эта особая – духовная. Ее ощущает каждый крещеный человек, даже если
он далек от церковной жизни. Весь мир, вся природа ликует в пасхальные
дни, потому что все и вся переживает великую радость – радость о Христе
Воскресшем. Пожалуй, не случайно, что этот праздник мы отмечаем весной.
В эту пору года природа, которая как будто умирала зимой, оживает:
набухают почки на деревьях, начинает зеленеть трава, появляются первые
цветы, все тянется навстречу солнцу. Так же и наши души раскрываются
навстречу любви Воскресшего Спасителя и ликуют. Перед Пасхальной
радостью отступают все те скорби, житейские неурядицы, искушения,
которые неизбежны в жизни каждого из нас. О главном христианском
празднике мы сегодня беседуем с протоиереем Николаем Розовым,
благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем
Христорождественского собора. - В воскресенье, 24 апреля,
пасхальная радость снова наполнит наши души и сердца, - так начал нашу
беседу отец Николай. - Все наши мысли и чувства вновь озарятся
неземным светом Пасхи Христовой. В этот праздник, как говорил
святитель Григория Нисский, «между нами нет печальных, ныне и праведник
радуется, и не очистивший свою совесть имеет упование исправиться
покаянием». В этот праздник радостные переливы колоколов будут
разноситься по всей земле. Словно вырываясь из медного плена, они будут
устремляться в небо. И каждый даже тонкий колокольчик, словно луч
утреннего солнца, попадет в душу человека, наполнит ее пасхальной
радостью, теплом и светом. И все мы будем думать, что этой радостной
музыкой наполнено все вокруг, что она разлита в нежной лазури неба, в
чистой зелени деревьев, в серой неприступности домов. Этот радостный
малиновый звон наполнит все вокруг светом, светом любви. Вот тогда
придет осознание, что наша православная вера, которая прошла с нами
сквозь все несчастья, сквозь все столетия, всегда приходит на помощь в
нужное время. Она стучится в наши сердца милосердием, всепрощением,
пониманием и любовью. Великий святитель Филарет, митрополит Московский
писал: «Вслед за Ангелами вступили мы в торжество Христова
Воскресения... Кто празднует чистым сердцем, тот празднует с Ангелами.
Кто празднует с любовью к Богу и Воскресшему Христу и в духе
братолюбия... тот празднует в общении с Небесной Церковью, поскольку
Небо есть не что иное, как Царство любви Божественной». - Отец
Николай, мы беседуем с вами в Великий понедельник Страстной седмицы.
Нашу с вами беседу жители Солигорского района прочитают в разное время:
кто-то в среду, когда наша газета начнет продаваться в магазинах,
кто-то в четверг, когда получит ее по подписке. В связи с этим у меня
такой вопрос: если кто-то из солигорчан не постился, но тоже стремится
как-то подготовиться к Христову Воскресению, что бы вы посоветовали
этому человеку? - Есть такая народная мудрость: лучше поздно, чем
никогда. Поэтому этому человеку я бы посоветовал оставшиеся дни
попоститься, приготовиться к причастию и соединиться с Господом. Ведь
Господь любит и принимает всех, и тех, кто постился весь пост, и тех,
кто смог совсем немного попоститься. Нельзя сказать об этом лучше
святого Иоанна Златоуста, который в своем слове, что читается в храме
на Пасху, писал: «…все войдите в радость Господа нашего; и первые и
вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом;
воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся
веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, -
никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все
пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность;
ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из
гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила
нас смерть Спасителя». - Как-то мне довелось читать в трудах одного
из православных священников о том, что если у человека нет на Пасху
радости, то ему можно перед Христом просто поплакать, поговорить с Ним
своими словами, объяснить, о чем болит душа, и Сам Бог ради этого
светлого праздника найдет способ, как человеку помочь. То есть можно и
поплакать даже, тогда будет и радость. - Думаю, что это действительно так. - Отец Николай, нередко читатели нашей газеты спрашивают: почему Пасха празднуется каждый год в разное время? -
Из Евангелия известно, что Иисус Христос был распят накануне иудейского
праздника Пасхи, установленного в память чудесного избавления
еврейского народа от египетского плена. Ветхозаветная Пасха и
пасхальный агнец стали прообразами Пасхи Новозаветной. Не случайно в
одной из молитв ко Спасителю обращаются: «О Пасха велия (величайшая) и
священнейшая, Христе...» Вот так соединились два понятия (освобождение
из плена и Воскресение Христово) стали обозначаться одним словом -
Пасха. Но, по канонам Православной Церкви, христианская Пасха никогда
не празднуется в один день с иудейской. Этот праздник переходящий и
вычисляется в зависимости от дня весеннего равноденствия текущего года. -
Так сложилось, что верной приметой последних лет приближающейся Пасхи
стали очереди, которые выстраиваются возле храмов для освящения
крашеных яиц и куличей. Отец Николай, почему освящают крашеные яйца,
пасхи и куличи? - На самом деле, можно освящать любую пищу.
Накануне Пасхи освящаются не только куличи, но и мясо, сыр. Только мясо
освящают возле храма, а все остальное можно вносить внутрь дома Божия.
Строго говоря, по Уставу, освящается пасхальная трапеза. То есть после
Пасхальной литургии совершается благословение яств с особой молитвой и,
по сути, дается благословение на разговление. Но поскольку в
современной ситуации это не всегда удобно и не все могут освятить свои
пасхальные снеди именно после Пасхальной Божественной литургии, то
освящение проводится днем в Великую субботу. Смысл этого обряда в том,
что Церковь призывает вкусить эту пасхальную трапезу с благодарением
Богу и пониманием: все, что нам дается, - это дары Свыше, которые
приходят от Бога. И если мы эту трапезу будем вкушать с благоговением и
благодарением, то от этого тоже получим духовную пользу. О чем,
собственно говоря, мы и молимся, освящая пасхи, куличи и другие
скоромные вещи. - Отец Николай, у нас издревле существует традиция
пасхальными яйцами «христосоваться». Многие с детства помнят, как
пробовали на крепость яйца в этот день и сколько было разочарования,
когда именно твое яйцо разбивалось. Почему принято дарить друг другу
пасхальные яйца? Как правильно, благоговейно, нужно относиться к этому
освященному продукту, тем более, что сейчас на яйцо стали наклеивать
изображение святых? Куда потом девать разбитую скорлупу? - Что
касается традиции дарения пасхальных яиц, то, думаю, читатели газеты
«Шахцёр» знают предание, которое гласит, что святая равноапостольная
Мария Магдалина, проповедуя императору Тиверию, натолкнулась на неверие
с его стороны. Он ей сказал: «Человек не может воскреснуть, так же, как
и белое яйцо не может само стать красным». И тогда Господь дал такое
знамение: белое яйцо покраснело, тем самым подтвердив проповедь Марии
Магдалины. Поэтому на праздник Пасхи люди традиционно красят, освящают
яйца и дарят их друг другу. Но относиться к этому нужно трезво: нельзя
воспринимать пасхальное яйцо как некий оберег, который сохранит
человека от каких-то бед земного характера. Потому что хранит нас Сам
Господь, без амулетов и талисманов. Более того, церковные каноны
повелевают отлучать от Церкви тех, кто в качестве оберега носит либо
крест Господень, либо образ кого-то из святых. То есть отношение к
нательному кресту, к образам должно быть благоговейным, но не
языческим. Если нам дарят макет яйца (изготовленный из дерева, или из
камня, или из металла, или из фарфора), то относиться к нему нужно как
к пасхальному сувениру, который не несет сам по себе каких-то
магических свойств и по своей сути святыней не является. Если же нам
подарили пасхальное яйцо натуральное, то нужно его с благоговением
съесть. Однако поскольку пасхальное яйцо все же освящено, то, думаю,
скорлупу не надо выбрасывать в мусор, а утилизировать ее более
благоговейно. В древности в крестьянских хозяйствах проблем с этим не
возникало: она либо сжигалась, либо закапывалась. Сейчас в городских
условиях это вызывает большую трудность. Призываю не набирать себе
освященных яиц десятками, чтобы потом не было проблем с их утилизацией.
А вообще, дело совести, как к этому относиться. Апостол Павел говорил,
что все, что не по совести, - грех. То есть, если совесть человека
говорит о том, что скорлупа - освященная и не надо ее просто так
выкидывать, то не переступай через свою совесть. А изображения святых
наклеивать на яйца, полагаю, не совсем уместно. - А «христосоваться» освященными яйцами можно? -
Яйцо освящается не как святыня. То есть нет чинопоследования
превращения яйца в какой-то предмет, служащий источником благодати
Божией. По сути, христианин должен благословлять каждый свой прием
пищи. Да, греховного в «христосовании» пасхальными яйцами ничего нет.
Но и видеть в этом какое-то благочестие тоже не стоит. Это народная
традиция, которая ни хороша, ни плоха сама по себе, а носит духовно
нейтральный характер. - Отец Николай, в некоторых населенных пунктах Солигорского района существует традиция посещать на Пасху кладбища. -
Эта традиция сложилась в советские времена. В те годы люди по понятным
причинам не были в достаточной мере осведомлены о православных обычаях.
Я думаю, что нет большого греха, если человек в день Пасхи помолится о
своих усопших родственниках. Но делать из этого праздника «день
кладбища» - противоречит смыслу праздника и религиозной традиции».
Пасха и Светлая седмица – это время особо торжественное, так что даже
заупокойные богослужения в это время совершаются по особому чину. В то
же время особым днем послепасхального поминовения усопших, когда во
всех храмах совершаются заупокойные службы, считается Радоница –
вторник после окончания Светлой седмицы. В тот день, после молитвенного
поминовения родных, и следует навестить их могилы. Еще Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II особо отмечал: «Дни, когда Церковь
призывает поминать усопших, строго определены. И ни Вербное
воскресенье, ни Пасха к ним не относятся».
Расписание богослужений в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Христорождественского прихода
24 апреля. Светлое Христово Воскресение 0.00 - Пасхальная заутреня с крестным ходом и Пасхальная Божественная литургия С 4.00 до 7.00 утра – освящение пасхальных куличей и яиц 16.00 – Пасхальная великая вечерня 25 апреля. Понедельник Светлой седмицы 7.00 – Пасхальная Утреня, Божественная литургия и Крестный ход 17.00 – Пасхальная вечерня 26 апреля. Вторник Светлой седмицы 17.00 – Пасхальное всенощное бдение 27 апреля. Среда Светлой седмицы 17.00 – Пасхальная вечерня 28 апреля. Четверг Светлой седмицы 17.00 – Пасхальная вечерня 29 апреля. Пятница Светлой седмицы. Праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» 7.00 – водосвятный молебен 17.00 – Вечерня 30 апреля. Суббота Светлой седмицы 9.00
– Встреча Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Митрополита Минского и
Слуцкого Филарета. Пасхальная утреня. Литургия. Крестный ход и раздача
артоса 17.00 – Всенощное бдение 1 мая. Воскресенье Светлой седмицы. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы 7.00 – Ранняя Божественная литургия 10.00 – Поздняя Божественная литургия
Виктория РОМАНОВА
Источник: http://www.shahter.by |