В понедельник, 20 июня, у православных верующих начинается первый
летний пост. Его называют Петровым, или Апостольским. В этом году он
продлится три недели и один день. Петров пост зависит от того, ранняя
или поздняя была Пасха, поэтому и продолжительность его различна. Самый
продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий –
неделю и один день. Издревле в народе этот пост называли
«петровка-голодовка». Наши предки считали этот пост «голодным», потому
что, как правило, в это время у них заканчивались съестные запасы.
Поэтому они и говорили: «Спасовка – лакомка, а Петровка – голодовка».
Спасовкой называли Успенский пост, который проходит в августе и тоже
является летним. О том, как провести Петров пост, наша сегодняшняя
беседа с протоиереем Николаем Розовым, благочинным храмов Солигорского
округа, настоятелем Христорождественского собора.
- Отец Николай, принято считать, что Петров пост не столь строгий, как Великий. -
Да, это так. Судите сами: во время него исключаются мясные и молочные
продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять
растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав
разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а
также в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. На
практике же Петровым постом миряне воздерживаются от пищи животного
происхождения, от рыбы - только в среду и пятницу. Особо скажу о том,
что этот первый летний пост целесообразен и с медицинской точки зрения.
Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо, жирная
пища плохо усваиваются организмом. Исключение из рациона продуктов
животного происхождения приносит человеку только пользу. К тому же уже
сейчас появилось много ранних овощей и ягод. Так что вопреки народной
поговорке, «петровка» – не всегда голодовка. - Петров пост всегда
начинается через неделю после Троицы, а заканчивается в один и тот же
день - 12 июля, в день празднования первоверховных апостолов Петра и
Павла. Почему тогда этот пост называют только Петровым, а не, допустим,
Петропавловским? - Знаете, мне часто задают этот вопрос. Думаю, что
пост назвали по имени Петра, потому что в названии праздника оно идет
первым. Петропавловский – это, пожалуй, правильно, но очень длинно и
как-то громоздко. К тому же у этого поста есть еще одно название –
Апостольский. А еще раньше он назывался постом Пятидесятницы. Но не
столь важно, как мы будем называть этот пост, сколь важна его суть. В
эти летние постные дни мы должны поститься по примеру святых апостолов.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает
крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом,
да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как
должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого,
тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать
милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым
духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет
надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились». - Отец Николай, как вы думаете, к соблюдению поста нужно готовиться? -
Думаю, что нужно. В пост нельзя вступать спонтанно. И душе, и телу для
этого требуется определенная перестройка. Главное же – подготовиться к
посту духовно. Для этого нужно, конечно же, узнать о смысле поста, о
его значении, желательно также познакомиться с молитвами, посетить
храм. Пост очищает и обновляет души человеческие, вызывая в них
стремление к покаянию. Пост испытывает силу нашего духа. А можешь ли, а
устоишь ли? И если вам удастся устоять, не нарушить пост, провести хоть
какой-то отрезок времени в терпении и смирении, то вам откроется
внутренний свет, жизнь не будет казаться такой тягостной и страшной, вы
найдете в ней свое место. «Ты постишься? Напитай голодных, напои
жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей
измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр,
тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен,
благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды
покаяния», - это слова из Златоуста. И это очень правильные слова. -
Отец Николай, вы уже не раз в наших беседах рассказывали о том, для
кого в постные дни возможны послабления. И все равно вопросы поступают.
- Дело в том, что правила поста, которые печатаются в церковных
календарях, написаны для монастырей. Миряне в силу различных причин
строго следовать им теперь не могут. Поэтому берут у священника
благословение на послабление поста. А Бог не требует ни от кого ничего
сверх сил. По этой же причине больные или совсем не постятся, или
постятся так, чтобы не навредить здоровью. Те, кто находятся в
больнице, темнице и путешествии, едят все, что им дают. Но если у них
есть возможность выбирать, то они должны отдавать предпочтение постной
пище. Эти же правила относятся и к тем, кто вынужден в рабочее время
питаться в столовых. Преподобный Пимен Великий говорил: «Все, что
противно умеренности, – от демонов». Если человек начнет совершать
аскетические подвиги, превышающие его силы, в том числе чрезмерно
поститься, то он может впасть в отчаяние, в ропот на Церковь и Бога. Во
время поста следует чаще бывать на богослужениях, больше молиться и
читать духовные книги. Кроме того, во время каждого поста надо хотя бы
один раз исповедаться и причаститься. Следует также помнить, что
поститься надо не гордясь и не хвастаясь этим, не осуждая тех, кто не
постится.
Виктория РОМАНОВА, Шахтер |