Июль
наполнил воздух липовым ароматом, удивительно точно подчеркивающим
середину лета, которое в последние дни порадовало многих настоящими
жаркими деньками, а еще ягодным изобилием. А сегодня, 12 июля, у
православных верующих закончился первый летний пост и наступил праздник в
честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. С
детства мы знаем, что «пришел Петрок – опал листок». Эта поговорка
помогает понять, что лето не будет длиться вечно. К нему на смену скоро
придет осень. Но это в будущем. Сегодня же мы решили
посвятить нашу беседу с протоиереем Николаем Розовым, благочинным храмов
Солигорского округа, настоятелем Христорождественского собора, не
только окончанию Петрова поста и празднику апостолов Петра и Павла, но и
венчанию, тем более что в редакционной почте накопилось достаточное
количество вопросов на эту тему.
- Отец Николай, сегодня завершается апостольский пост. -
Да, это так. Первый летний пост завершен. Он заканчивается празднично. В
один день Церковь празднует память двух апостолов Петра и Павла,
которые своими страданиями и мученической кончиной доказали свою веру в
Христа. В Евангелии и в Деяниях святых апостолов описаны важнейшие
события их жизни. Апостол Петр написал два послания, а апостол Павел -
четырнадцать, в них описаны правила христианской веры. Послания делают
их для нас живыми, близкими. Их жизнь, их слова запечатлены в наших
сердцах. - Расскажите, пожалуйста, немного об истории их жизни. -
Апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного, сын иудея
Ионы, был родом из Вифсаиды, это малоизвестный галилейский городок
Палестины. До призвания Господом Иисусом Христом носил имя Симон, был
женат и имел дочь и сына. Человеком он был пылким, бесхитростным,
бедным, безграмотным и богобоязненным. Занятием Симона было рыболовство,
этим он зарабатывал для пропитания своего семейства. Брат Симона Андрей
был учеником Иоанна Крестителя, слушая проповедь учителя своего о
Христе - Мессии, оставил Иоанна и отправился вслед за Христом. Затем
Андрей нашел брата Симона и привел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и
сказал: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень
(Кифа - слово сирийское, то же самое значит и греческое слово Петр). И в
тот час Петр возгорелся любовью к Господу, уверовал в Него как
истинного Христа, посланного Богом на спасение мира. Но он не покидал
все еще своего дома и продолжал рыбачить, доставляя своим домашним
необходимое для жизни. Брат Андрей ради престарелого отца помогал в этом
Симону. Однажды, после заключения Иоанна Крестителя в темницу, Господь
Иисус Христос проходил возле моря Галилейского и увидел Петра и Андрея,
они опускали сети в море, и сказал им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас
ловцами человеков». Святой апостол Павел, прежде апостольства имел имя
Савл – это еврейское имя, значит «желанный»; «вымоленный». Павел – это
имя римское, значит «малый». Савл был ярым гонителем христиан. Однажды
он отправился в Дамаск с письмами первосвященника синагоги, чтобы и там,
кого найдет из верующих во Христа, мужчин и женщин, связать и привести в
Иерусалим. Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с
неба, внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю. И в то же
мгновение услышал голос, говоривший ему: «Савле, Савле, что ты гонишь
меня?». Он же, полный изумления, спросил: «Кто ты, Господи?» Господь же
сказал: «Я Иисус Назарянин, которого ты гонишь...». Савл спросил: «Что
я, Господи, должен делать?» и Господь сказал: «Вставай и иди в Дамаск,
там тебе расскажут обо всем и что тебе делать». Так они пришли к вере,
за которую позже приняли мученическую смерть. - Отец
Николай, лето и начало осени – это традиционное время свадеб. Многие
молодые не только расписываются в ЗАГСе, но и венчаются. -
Если молодые люди идут на этот шаг осознанно, а не отдавая дань моде,
то это можно только приветствовать. Особо отмечу, что во все времена
православным священнослужителям приходилось не только утверждать
положительные истины веры, но и трудиться над опровержением тех
предрассудков, суеверий, ложных взглядов, утвердившихся в народе
вследствие духовной неграмотности или целенаправленного искажения
православной веры различными лжеучителями. Одной из вероучительных
истин, наиболее подвергающихся искажению, является православное учение о
браке. Еще труднее понять это учение современному человеку, потому что
со всех сторон нам предлагают совершенно другое, порою прямо
противоположное христианскому пониманию семьи, брака, личных
взаимоотношений. Среди молодежи все чаще практикуется сожительство не
только без венчания, но и без гражданской регистрации, не говоря уже о
том, насколько мало светских людей в наше время стремится к сохранению
целомудрия до брака, хранению супружеской верности. Рассматривая
отношения мужчины и женщины исключительно как средство получения
плотских наслаждений, многие вообще считают какие-либо обязательства
лишними, и брак ненужным, а на замечания касательно греховности таких
отношений отвечают: «А что плохого в том, чтоб было хорошо?». В том то и
дело, что «хорошо» вследствие греха не будет никогда. Господь даровал
нам заповеди не по прихоти своей, чтоб заставить нас себе повиноваться, а
исключительно по любви к нам, как бы предупреждая о той опасности, что
подстерегает нас на жизненном пути. В чем же опасность блудной жизни?
Дело в том, что человек состоит из тела, души и духа. В браке муж и
жена, становясь «одною плотью», соединяются на душевном и духовном
уровне. Душевное общение близких людей не прекращается даже на
значительном расстоянии. Каждая мать знает, как «болит душа», если ее
ребенку плохо, даже в том случае, если она еще не знает о случившейся
беде. Так же любящие муж и жена душевно и духовно сродняются, и это
новое, духовное единение служит еще большему укреплению семьи и радости в
семейной жизни. Люди, имеющие положительный опыт семейной жизни,
подтверждают это. Когда человек вступает в незаконную связь, как бы ему
не хотелось, чтоб эта связь оставалась только телесной, между ними
возникает и духовная. Телесную связь разорвать легко, духовная остается.
Чем больше у человека было блудных «браков», тем запутанней клубок этих
неразорванных связей, тем непонятней причины внезапно свалившихся
заболеваний, душевных расстройств, рождения больных детей от вполне,
казалось бы, здоровых супругов. И тем сложнее будет создать полноценную
семью тому, кто до брака захотел «пожить вместе, чтоб проверить
чувства». - Что нужно для того, чтобы подготовиться к таинству брака? -
Начну с того, что перед венчанием молодые люди обязательно должны
поговорить со священником. Он им объяснит правила проведения обряда и
выяснит некоторые вопросы. Особо подчеркну, что перед венчанием нужно
обязательно исповедаться и причаститься. Выбирая день для венчания,
стоит помнить, что оно не проводится по вторникам, четвергам и субботам;
накануне двунадесятых, храмовых и великих празд-ников; в дни постов;
во время святок (с 7 по 20 января); во время Масленицы; в течение
Пасхальной недели; в дни (и накануне) Усекновения головы Иоанна Предтечи
(11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). - Отец Николай, что понадобится для венчания? -
Понадобятся две иконы (Спасителя и Богоматери); две венчальные свечи; 4
носовых платка (держать свечи и венцы); белое полотенце (на нем будут
стоять жених и невеста); обручальные кольца. - В каких случаях венчание не разрешается? -
Венчание не разрешается, если хотя бы один из молодоженов некрещеный и
не собирается креститься перед венчанием. Не разрешается венчание и в
том случае, если молодожены являются родственниками. Запрещены браки
между родственниками до четвертой степени родства включительно, между
родственниками жены и мужа, между крестными родителями и крестниками.
Нельзя венчаться, если один из молодоженов уже состоит в браке и если
один из будущих супругов ранее вступал в брак три раза или более. - Что бы вы еще посоветовали молодым людям, решившим венчаться? -
Желательно, чтобы перед таинством брака молодожены ознакомились с
основами православия и христианского благочестия, а также знали молитвы,
такие как: Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш..., Богородице. Хочу
отметить, что как преподается и действует благодать в таинстве Брака,
сказать сложно, ведь Благодать Духа святого - это не безликая сила или
энергия, это действие свободной личности - любящего и милостивого, но
исходя из того, что мы знаем, можно провести некую параллель с таинством
крещения. При крещении человек получает семя обновленной жизни, но это
не является гарантией того, что он всегда останется чистым и верным
Богу, необходим дальнейший подвиг христианской жизни, совершаемый при
помощи благодати Божией. Только при этом условии человек достигнет
спасения, которое является целью крещения. Только при условии
евхаристической жизни семьи как малой церкви возможно достижение
истинного, непреходящего семейного счастья, основанного на вечной
Христовой любви.
Источник: http://www.shahter.by |