В этом году ноябрь прощается с нами первым снегом. Поэтому у
многих уже есть ощущение приближения удивительных зимних праздников. И
прежде всего Рождества Христова, которое особенно дорого сердцу каждого
православного человека, потому это время радостных ожиданий и приятных
сюрпризов, время, когда вся семья собирается вместе, время, когда
сбываются мечты и надежды. Этому событию предшествует светский
праздник, который открывает чистую страницу летоисчисления - Новый год.
О том, как правильно подготовиться к встрече Рождества Христова, наша
сегодняшняя беседа с протоиереем Николаем Розовым, благочинным храмов
Солигорского округа, настоятелем Христорождественского собора.
- Каждый из нас ждет и готовится к празднику Рождества с особым
чувством: соблюдает пост, духовно очищается с помощью молитв, старается
вести себя скромно в мирской жизни, с милосердием относится к
окружающим, - так начал нашу беседу отец Николай. - Главным для этого
праздника, несомненно, является слово «радость». Вот и Ангел сказал
пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Беда нашего времени
как раз и заключается в том, что в мире иссякает радость, потому что
люди всё больше отдаляют себя от Бога. - К великому празднику Рождества Христова православные верующие идут дорогою поста.
-
28 ноября начинается 40-дневный Рождественский пост, который завершится
в ночь перед Рождеством, 6 января. Этот пост называют еще Филипповым
(по народному - «Филипповкой»), поскольку открывает его день памяти
апостола Филиппа, который будет отмечаться в воскресенье, 27 ноября.
Пост - это время для совершения добрых дел, время для покаяния и
приближения к Богу. Ни в какие дни мы не можем так расположить свою
душу и ум для приближения к Богу, как в дни поста. Человек постящийся
приближается к Богу, потому что он не обременяет себя иными заботами, а
думает о своем греховном состоянии.
- Отец Николай, в
редакционной почте «Шахцёра» есть письма с просьбой рассказать о том,
как нужно питаться в дни Рождественского поста.
- Сразу
скажу о том, что Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но
и во время него нельзя употреблять в пищу мясо, сливочное масло,
молоко, яйца и сыр. Кроме того, по понедельникам, средам и пятницам
нельзя есть рыбу, а разрешаются лишь блюда, приготовленные без
растительного масла. В другие же дни недели можно есть и пищу с
растительным маслом. Рыбу допускается есть только в субботу и
воскресенье, а также в праздники или дни великих святых, такие как,
например, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день
святителя Николая Чудотворца (19 декабря). Со 2 по 6 января не
благословляется употребление в пищу рыбы даже по субботам и
воскресеньям. Для детей, пожилых и больных людей, беременных и кормящих
женщин правила поста ослабляются. Православная церковь во время поста,
кроме ограничения в пище, предписывает воздерживаться от дурных слов,
мыслей и поступков, призывает совершать добрые дела и молиться.
Оканчивается же Рождественский пост Сочельником. Название этого дня
произошло от особого рождественского блюда – сочива, которое готовится
из зерен пшеницы или риса с медом.
- В первые дни Нового
года у православных христиан как раз наступает самый строгий период
Рождественского поста. Многие верующие не знают, как поступить в такой
ситуации. С одной стороны, и пост нельзя нарушать, а с другой - не
хочется ближних обижать и выглядеть в их глазах фарисеями.
-
Да, с Новым годом сложно получается. По старому стилю Рождество
Христово наступало до этого веселого праздника. А сейчас - после, что,
конечно, очень сбивает у многих постное настроение. Так, перед
гражданским Новым годом, который празднуется 1 января по новому стилю,
во многих храмах служатся особые молебны по случаю Новолетия, во время
которых мы просим Бога ниспослать нам свои милости и щедроты и сделать
грядущий год мирным, благословенным и урожайным. Но если кому-то все же
хочется устроить себе в этот день праздник и застолье, то - пожалуйста!
Для этого в православной кухне имеется большой выбор вкусных и
разнообразных постных блюд, тем более, что в Рождественский пост
благословляется вкушение рыбы. Но желательно отмечать Новый год тихо,
по-семейному, без избыточного веселья. Христиане не должны превращать
этот праздник в безумные карнавальные ночи и дни, устраивать пьянки и
«праздники желудка», взрывать петарды, мешая людям спокойно отдыхать. И
не только потому, что идет пост. Во все остальные дни тоже нужно
соблюдать меру во всем - и в еде, и в употреблении алкоголя.
-
Наша читательница Валентина Николаевна просила вас более подробно
остановиться на том, какие послабления во время Рождественского поста
допускаются для больных и ослабленных людей?
- Правила
постов написаны для монахов несколько веков назад. К примеру,
преподобный Серафим Саровский почти три года питался одной лесной
травой. К тому же он со сломанным в двух местах позвоночником жил в
лесной келье-избушке, рубил дрова, носил воду, возделывал огород и
занимался пчелами. Современному человеку это даже трудно представить.
Многие с трудом поймут и то, что раньше в монастырях в Великий пост
монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по
кельям, собрав крохи со стола. Однако если мы представим, что это были
за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в
неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о
соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте
духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное
возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не
хотят. Так что пост полезен тогда, когда он по силам, а если вы в них
не уверены – посоветуйтесь с врачом и своим духовником.
-
Отец Николай, так уж получилось, что с Рождеством связано немало
суеверий. К примеру, некоторые молодые солигорчанки считают, что в эти
дни надо гадать.
- К большому сожалению, в современной
жизни много растерянности. Люди искренне желают поступать
по-христиански, но выходит по-суеверному. Так, немало колдунов,
экстрасенсов берутся сегодня помогать в практических вопросах и часто
делают это от имени Господа. Но это очень глубокая тема и долгий
разговор. Поэтому приведу лишь такой пример. Представьте, что среди
зимы зацвела вишня. Какими будут ваши чувства? Жалость и тревога за это
деревцо. Точно также и люди, которым в разных формах открывается доступ
к потусторонним силам, должны вызывать у нас тревогу. От кого у них
этот дар, если Господь закрывает от людей общение с этими силами, давая
его лишь единицам? Почему Библия так категорически предостерегает нас
от доверия всяким колдунам? Потому что существуют вполне определенные
законы потустороннего мира, и мы не имеем права туда вмешиваться.
Многие из нас знают, где у человека находится аппендикс или гланды, но
ведь не берутся делать операции! Почему же экстрасенсы посылают людей в
храмы, если сама Церковь от колдунов отмежевывается? Почему берутся
советовать, лечить, «играя» понятиями, которые для игры слишком
серьезны? И потом к священнику идут жертвы такой «помощи», но
исправлять последствия бездумного вмешательства в запретный для нас мир
очень сложно.
Беседовала Виктория РОМАНОВА, "Шахтер"
Источник: http://www.shahter.by |