Сентябрь
вносит в жизнь каждого из нас некую размеренность. Постепенно угасают
яркие краски клумб. Деревья начинают одевать свои желто-красные осенние
наряды. Солнце хотя и светит вроде бы по-летнему ярко, все-таки не такое
жаркое. С каждым днем темнеет все раньше. Все чаще в грустном осеннем
вальсе кружатся опадающие листья. Осень… Время увядающей красоты. Время
рассуждений о смысле жизни и переосмысления своего отношения к
ценностям, которые складывались веками. К этому призывают и все
православные праздники сентября. О них и многом другом наша сегодняшняя
беседа с протоиереем Николаем Розовым, благочинным храмов Солигорского
округа, настоятелем Христорождественского собора.
- Отец Николай,
11 сентября – особый день не только в истории православия, но и всего
мира. Для православных верующих этот день связан с трагической гибелью
Иоанна Предтечи. Во всем мире его ассоциируют еще и со страшными
терактами в 2001 году в США. Тогда казалось, что апокалипсис транслируют
в прямом эфире.
- Да, 11 сентября – особенная дата. В этом я
полностью с вами согласен. В этот день верующие вспоминают событие,
которое особым образом отмечено в истории Евангельской, в истории
церковной, - смерть пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Царь Ирод,
по наущению своей жены Иродиады, отрубил голову пророку, которого
уважал, к мнению которого прислушивался, потому что Иоанн Предтеча
обличал Ирода в том, что царь незаконно взял себе в жены Иродиаду,
бывшую замужем за его родным братом Филиппом. Когда дочь Иродиады на
пиршестве угодила царю и гостям танцем, он пообещал ей дать все, что она
ни попросит, и та по наущению матери попросила на блюде голову Иоанна
Предтечи. И пошел оруженосец в темницу, где уже томился Иоанн Предтеча,
отрубил ему голову и принес девице, а девица отдала ее матери. И еще об
одном факте хочу сказать. Празднование памяти Усекновения главы Иоанна
Предтечи совпадает с тринадцатым воскресеньем после Пятидесятницы. По
уставу в этот день полагается читать воскресное Евангелие, повествующее о
злых виноградарях (Мф. 21:33-42). Многие из нас знают эту притчу.
Хозяин дома насадил виноградник и отдал его в управление неким людям.
Когда пришло время собирать урожай, он послал за ним своих слуг, но те,
кто управлял виноградником, одних из этих слуг побили, а других
умертвили, побив камнями, - и так повторялось не единожды. Наконец,
хозяин послал собственного сына, чтобы его убоялись, устыдились и отдали
причитающийся ему урожай. Но, увидев сына, те сказали друг другу: «Вот,
идет наследник, убьем его, и нам достанется все», и сделали так. И
спрашивает Спаситель, Который обращал эту притчу к ученикам и народу:
«Как вы думаете, что сделает хозяин дома?». Ответ был незамедлительный:
он их накажет злой смертью. Это совпадение двух евангельских чтений и
двух событий в церковном календаре помогает нам понять, что совершенное
пророком и Предтечей Иоанном не было чем-то уникальным в истории Церкви
Христовой. Потому что слуги, которых посылал хозяин, чтобы собрать
виноград, — это ветхозаветные пророки, которых Бог посылал к народу
Израильскому. Но большинство из них заточались в темницу, побивались
камнями, претерпевали насильственную смерть…
- Батюшка, для
большинства людей пророк – это, прежде всего, прорицатель, тот, кто
видит будущее. Однако смысл пророческого служения в ином: через него
миру открывается Божия правда, и пророк - это тот, кто передает Божию
правду людям. Почему же за это побивали камнями, сажали в тюрьмы,
отрубали головы?
- Церковь Божия со времен апостолов призвана
совершать пророческое служение. Церковь призвана говорить людям Божию
правду так, как говорили о ней ветхозаветные пророки, как возвещал эту
правду пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. И что же мы видим в истории?
Мы видим то, о чем повествует притча о злых виноградарях. Божия правда,
с одной стороны, принимается миллионами; с другой, вызывает у
определенной части людей неприятие, злобу и чувство агрессии: им нужно
задушить эту правду, наказать ее провозвестников. Божия правда является
огромной силы вызовом человеческой совести. Живет человек так, как
желает жить, - по закону плоти, по закону похоти. Он привык грешить, он
привык самого себя считать центром мироздания, а главным критерием
истины - «то, что думаю, то и истинно», «что хочу, то и делаю», ссылаясь
на ложно понимаемую свободу. Такие люди погружаются в стихию
самообмана, считая, что лишь они могут определять от начала до конца
свою собственную жизнь, никого в эту жизнь не впуская, а по возможности
навязывая свой опыт другим. И когда такой человек встречается лицом к
лицу с Божией правдой, сознавая, что он эту правду не примет, — он вдруг
с ужасом видит, что эту правду принимают миллионы людей! А что за этим
стоит? Угроза собственному благополучию! Вот тогда развивается
необузданное стремление бороться с Богом, заглушить пророческий голос
Церкви.
- 11 сентября – это день однодневного поста. На первый
осенний месяц приходится и еще один постный день 27 сентября –
Воздвижение Креста Господня.
- В великий двунадесятый праздник
Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем страдания Спасителя. Поэтому в
этот день установлен пост. А еще в этот день за Литургией читается
отрывок из 1-го Послания к Коринфянам, где апостол Павел учит о Кресте
Христовом (1 Кор., 1:18-24). Он говорит о том, что слово крестное для
погибающих юродство есть, а для спасаемых - сила Божия. Какие
замечательные слова! К погибающим апостол относил тех иудеев и эллинов,
которые не признавали и не принимали весть о Христе. И действительно,
для одних крест есть соблазн, для других - безумие, но только для нас,
спасаемых, - явление силы Божией. Замечательные слова есть у святого
Иоанна Златоустого, которые открывают величайший смысл Креста: «Крест —
наша свобода». Через крест Христов мы освободились от рабства греху, мы
стали свободными от тяготения над нами силы диавольской. Господь
освободил нас - в том смысле, что дал возможность, сопрягая Его
Божественную благодать со своими усилиями, освобождать душу от всякого
греха. И только это есть подлинная свобода, которая ведет человека к
счастью, благополучию, миру, радости, любви, к созиданию семей.
-
На сентябрь приходится начало церковного года и храмовый праздник
действующей в Солигорске церкви, построенной в честь Рождества Пресвятой
Богородицы.
- Это неслучайно, что в начале церковного года
празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. «Рождество Твое,
Богородица Дева, радость сотвори всей вселенной» — именно с этого
события и началась новая эпоха в истории человеческого рода. Каждый
православный верующий знает, что Божия Матерь послужила делу нашего
спасения, родив Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и
Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось от Него -
от Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей
человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям,
что главным законом их жизни должен быть закон любви. Многие люди,
выходя из храма в умиротворенном, хорошем настроении, думают, что они
получили благодать Божию. Это не так, потому что хорошее настроение
можно получить и музыку послушав, и книжку почитав. А вот благодать
Божию мы получаем только тогда, когда исправляем в своей душе какой-то
грех. Если мы вчера были в чем-то грешны, а сегодня это исправили, то на
место этого греха мы получим крупицу благодати Божией. А так как грехов
в нас миллиард, то нам нужно получить миллиард крупиц благодати Божией -
до тех пор, пока мы не исполнимся духовной жизни. Но для этого надо
жить, руководствуясь словом Божиим, а мы живем своими чувствами:
нравится - не нравится, хочу - не хочу, люблю - не люблю, равнодушен -
гневлив и так далее. Поэтому многие и обольщаются и, думая, что они
живут духовной жизнью, на деле давно отверглись Бога, давно отверглись
Его заповедей, живут сами по себе, по своим похотям, по своим чувствам,
по своим представлениям, тем самым доставляя радость сатане, а Христу -
слезы. И вот когда мы их исправим, тогда в нас будет настоящая духовная
жизнь. Для этого Господь и создал Церковь, для этого наши предки и
построили прекрасные храмы, а святые отцы составили прекрасное
богослужение. Пусть Царица Небесная покрывает Своим Покровом всех нас и
святой храм города Солигорска!
Беседовала Виктория РОМАНОВА, "Шахцёр"