[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Новости Солигорского благочиния |
Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия 9-е мая. Участники той страшной войны торжественно назвали его – день Победы. Для них и миллионов людей, переживших кошмар второй мировой войны, это и вправду была победа над безумием и дикостью фашизма, когда в кровавую жертву бесчеловечной идеологии приносились бесчисленные человеческие жизни.
Этот памятный день — единственный из всех праздников советской поры — стал праздником всенародным и семейным. Ведь раны еще не зажили. Нет такой семьи, которая не потеряла бы кого-то в те лихие годы. Это мог быть отец, сын, мать, а иногда и все вместе. Скорбная память о них, невинно убиенных, хранится в сердцах и передается из поколения в поколение. Во многих семьях до сих пор даже дети помнят и могут рассказать о дедушках и бабушках, воевавших, и не вернувшихся с полей сражений, погибших в концлагерях, сожженных заживо в деревнях или просто убитых. Что чувствовали эти люди, за что жертвовали своей жизнью? О чем думали и с какими словами на устах умирали? Это осталось тайной. Но одно ясно. Они пожертвовали собой, чтобы защитить других. А это уже религиозный акт, и потому в религии, и особенно, в иудео-христианской традиции, память павших в оборонительной войне чтилась по-особому благоговейно. Христиане видят здесь исполнение заповеди Христовой о высшей любви: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Именно на ней и строится учение христианства о справедливых и несправедливых войнах. Суть его очень хорошо и кратко изложил святой Кирилл, известный всем нам просветитель славян. Интересно, что на христианском Востоке, который всю свою историю должен был вести изнурительные войны за выживание, воинов, погибших за Отечество, видели мучениками, а византийский император и полководец Никифор Фока (+969) даже хотел узаконить это народное почитание церковно-государственным актом. Так же думали и наши русские богословы, например, знаменитый митрополит Московский Филарет (+1867). «Тот воин, — говорил он, — истинно непобедим, которому венец мученичества за веру…и отечество также любезен, как и венец победы». А святитель Феофан Затворник (+1894) распространял это представление и на воинов, погибших не на войне, а при исполнении своего долга. Как и сейчас, так и тогда нередко случались катастрофы и аварии военных судов. Гибель одного из них потрясла всю тогдашнюю Россию. Огромный военный корабль «Русалка» с несколькими сотнями моряков на борту, затонул почти мгновенно. Феофана спрашивали, как надо относиться к их смерти. Он отвечал вот как: «Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить эту участь в отношении к участи вечной. Это главное. Эти люди исполняли свой долг. Военный долг не стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награждаемых? Да!… Теперь судите: люди, исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертью и отошли в иную жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора…и как исполнителей своего долга… Говорит же Господь: в чем застану, в том и сужу… Смерть их была сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики… За что потерпели они эту мучительность? За исполнение долга. Так терпели и мученики… и, следовательно, скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причисляемы к сонму мучеников… Я почитаю смерть их в отношении к вечному спасению, лучше смерти всех, кто в ту пору умирали, будучи окружены родными и знакомыми. – Да упокоит души их Господь в Царствии Небесном». Вот почему день 9 мая какой-то по-особому чистый, а скорбь наша тихая и светлая. И воины, погибшие на поле брани, и партизаны, в неравной борьбе защищавшие своих односельчан, и безвинно погибшие мирные жители, дети, матери, старики, все вошли в бездну милосердия Божия, все вступили в Божественный свет, отблески которого передаются и нам. А мирное настроение духа, с которым мы посещаем их могилы, или вспоминаем о них в храмах, как раз и свидетельствует об их благословенном небесном покое. Вечная им память! Источник /minds.by/ | |
Просмотров: 960 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |