Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.04.2020, 11:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS     (translate.google.com)

Друзья сайта

Собор.by

Слуцкая епархия

Православные сайты

wwjd.ru: Христианская поисковая система. молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь  Союз православных граждан Казахстана

Поиск

Поиск

Поиск в православном интернете: 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Икона дня

Сегодня

Наш опрос

Сколько Вам лет?
Всего ответов: 446

Православное ТВ

Новое видео

00:03:56

Документальный фильм "С нами Бог"

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:40

Наследие колокольного звона Белоруссии

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:36

Мульткалендарь. 9 февраля

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:52

Мульткалендарь. 11 мая

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:15

Мульткалендарь. 5 июня

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:02:58

Митрополит Павел в Солигорске

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:04:03

"Holy Doctor" by Kseniya Simonova - "Святой Врач"- фильм Ксении Симоновой (2013)

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:25

Колокольный звон над Солигорском

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:15:35

30 июля. Святая великомученица Марина

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:11

Блаженная Валентина - народом нареченная святой

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

ФОМА

Вера. Люди. История

Главная » Статьи » Православные приходы » Свято-Иоанно-Богословский приход г.п. Старобин

Паломничество к святыням Слуцка

В рамках проекта Воскресной школы "Православные святыни Беларуси" учащиеся  Свято-Иоанно-Богословского прихода г.п.Старобин  25 октября совершили паломническую поездку к святыням города Слуцка.

Древний город Слуцк расположен в ста километрах к югу от Минска. Он возник на месте, удобном для обороны и торговли, на правом берегу реки Случь. По свидетельству Киево-Печерского архимандрита Иосифа Тризны (XVII в.), Киевский князь Владимир придал основанной им в 1005 году Туровской епархии в числе других городов и Слуцк.  В 1160 году Слуцк – столица удельного княжества внука Владимира Мономаха – Владимира Мстиславовича. В конце XIV века Слуцкое княжество стало удельным владением литовской великокняжеской династии Гедиминовичей. Потомки этой династии князья Олельковичи владели княжеством до 1612 года, до времени упокоения святой Софии, княгини Слуцкой.

В конце XV века Слуцк был одним из крупнейших городов Великого княжества Литовского.Центром духовной и просветительной жизни, начиная с XV века, являлся Свято-Троицкий монастырь, первое упоминание о котором есть в летописи 1205 года. Позже появились Спасо-Ильинский и Спасо-Преображенский монастыри.

К концу XVI века насчитывалось 15 храмов и 3 монастыря. Представители рода Олельковичей вместе с православной церковью были охранителями благочестивой жизни в народе. Отец блаженной Софии князь Юрий Юрьевич II (1559–1586) был единственным из трех сыновей, кто выполнил завещание своего родителя и исполнил отцовский завет хранить православную веру, в то время как младшие братья Ян-Симеон и Александр под влиянием иезуитов перешли в католичество. Слуцкое Евангелие, собственноручно переписанное князем Юрием,  по ценности можно сравнить с Крестом преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой.

Святая праведная София, княгиня Слуцкая (1585–1612) защитила город Слуцк от римо-католиков. Униатство, возникшее в результате Брестской унии 1596 года, укрепило власть католицизма в Речи Посполитой. Православных лишали некоторых гражданских прав, принуждали объединяться с католиками. Новые церкви строились по образу костелов, а древнейшие храмы отбирались и отдавались униатам. Глубокая вера святой Софии позволила ей оставить родной город твердым в «истинном уповании».

Лишившись благочестивых родителей, когда ей был один год (в 1585 году умерла ее мать, в 1586 – умер отец Юрий Юрьевич, в 1591 году и в 1592 году умерли ее дяди Александр и Ян-Симеон), девочка осталась наследницей всего княжества. Приходя в совершенный возраст, она видела, с каким упорством происходит давление католицизма на веру ее предков. Единственной отрадой и утешением была для княжны православная вера. В 14 лет, чтобы избежать бессмысленного кровопролития и войны, она соглашается выйти замуж за Януша Радзивилла.

Нерушимым условием при вступлении в брак юной княжны было, чтобы брак совершался по православному обряду и дети, рожденные от брака, были крещены в православной церкви и воспитывались как православные. Ей удалось убедить своего супруга исходатайствовать у польского короля грамоту о запрещении в их владениях насильственно принуждать православных к унии. Этим княгиня обеспечила юридическую защиту конфессиональных интересов своих подданных. Наши православные предки нашли в молодой княжне моральную и духовную поддержку и сплотились под сенью своих святынь: монастырей, храмов и Спасо-Пребраженского братства.

Святая София жертвовала собственноручно вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла средства на постройку храмов, совершала паломничества в отдаленные церкви во время храмовых праздников. При участии святой Княгини братство устроило Преображенский монастырь, при котором была богадельня и училище. Впоследствии в келье этого монастыря жил и трудился будущий святитель Димитрий Ростовский (с 6 декабря 1677 по 29 января 1679 г.). Его пригласили как известного, хоть и молодого, проповедника и богослова для духовной поддержки Свято-Преображенского братства.

Святая София превратила принадлежащий ей Слуцк в твердыню православной веры – одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае. Еще целое столетие после провозглашения унии случчане оставались непреклонными и непреложными в своих убеждениях.

В начале XX века Слуцк был городом «золотых куполов».

В 1935 году в Слуцке уже не было ни одного действующего храма. Свято-Троицкий монастырь в 1930 году был закрыт, а потом разрушен. Та же участь постигла в 1934 году Николаевский собор и Стефановскую церковь на монастырском кладбище. Воскресенская церковь была переоборудована в общежитие и в 1930 году сгорела. Рождественская  была разрушена в 1941 году во время отступления Красной Армии. Михайловская – отдана под общежитие, Варваринская – закрыта. Во всей Минской епархии к 1939 году не было ни одного действующего храма. Храмы открыли только во время войны в 1941 г.

В борьбе за истинную веру пострадали последний епископ Николай (Шеметилло), его брат Феофан, протоирей Михаил (Лукашевич), протоирей Александр (Хвалебнов), протоирей Василий (Павлюкевич), монах Макарий (иеромонах Иоасаф – Роман Игнатьевич Русанов).

Первым пунктом паломнической поездки стал храм бессребреников Косьмы и Дамиана женского монастыря в честь праведной Софии, княгини Слуцкой. Учащихся встретила сестра Наталья и провела интересную экскурсию.

Точно неизвестно, когда появилась церковь святых Космы и Дамиана в Слуцке. Но в XVI веке она уже существовала, была деревянная. Одна из последних дат, когда упоминается церковь – 1713 год. Через некоторое время она пострадала от пожара, некоторое время стояла не пригодная, а потом была разобрана.

28 июня 1993 г. по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, был образован  Свято-Космо-Дамиановский приход. Храм появился в 1993 году недалеко от больничного комплекса. Название приход получил в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских (284 г.). Научившись врачебному искусству, святые братья успешно исцеляли всякие болезни, им содействовала благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились здоровыми. Ни от кого они не брали вознаграждения за исцеление, за то и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых – веры во Христа. Помимо благодати исцеления они благодетельствовали людям и щедрым подаянием: питали алчущих, одевали нагих. Очень многих они обратили в веру Христову.

В 1995 г. к храму была пристроена кирпичная ярусная шатровая колокольня (квадрат со срезанными углами на квадрате). Храм был освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси 15 мая 1995 г.

В 1996–2000 гг. проведена вторая реконструкция храма . Был поставлен деревянный с окошками барабан с куполом, ниже по склону крыши – четыре купола поменьше на глухих барабанах. Вместо старых прямоугольных оконных проемов сделали маленькие арочные, с небольшими декоративными фронтончиками над ними. Интерьер поделили на три части двумя рядами квадратных каменных колонн. Внутреннее убранство - царские врата с короноподобной резьбой, иконы, иконостас, продуманное освещение, величавый купол – все в храме способствует укреплению православной веры.


Следующая полная реконструкция храма и благоустройство территории проводилась в 2007– 2009 годы. После завершения строительных работ храм полностью преобразился: выросли новые купола (центральный купол расширили и увеличили), поменяли крышу, окна, пол выложили красивой плиткой, подросла колокольня, она стала трехъярусной. На колокольню храма 17 октября 2008 года были подняты и развешаны новые колокола весом 100, 84, 40, 32, 16 и 8,5 кг.

14 июля 2009 года на престольный праздник Святых Космы и Дамиана Римских состоялись освящение престола митрополитом Минским и Слуцким Филаретом Патриаршим Экзархом всея Беларуси и архиерейская служба. В 2010 году на престольный праздник Владыка Филарет преподнес в дар храму икону Матери Божией «Достойно есть» написанную на Святой горе Афон специально для храма.

В ноябре 2012 года владыка Филарет дал благословение на организацию женской обители в Слуцке. В январе 2013 года по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Слуцк были направлены две сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря города Полоцка для организации монастырской жизни: монахиня Анастасия (Людмила Николаевна Коржич) и послушница Елена (Елена Павловна Маковская).

28 марта 2013 года Синод Белоруской Православной Церкви постановил благословить преобразование прихода храма в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских города Слуцка Минской епархии Белорусской Православной Церкви в «Женский монастырь в честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой в городе Слуцке Минской епархии Белорусской Православной Церкви».

Удивляет и захватывает  убранство храма: иконостас, иконы, покрытые сусальным золотом, благоустроенная территория. В храме находится почитаемый образ святой Праведной Софии Слуцкой с частичкой её мощей; образ Космы и Дамиана с частичкой мощей; образ святой Праведной Ефросинии Полоцкой с частичкой мощей; образ священномученика Игнатия Богоносца с частичкой мощей; образ преподобного Феофила Киево-Печерского Христа ради юродивого с частичкой мощей и многие другие святыни.

Внимание обращают раздельные иконы Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы в сюжете Благовещения - это точные копии фрески 14 века в соборе Благовещения Ватопедского монастыря на Афоне.

 

 

 

 

Следующим пунктом паломнической поездки был Михайловский кафедральный собор.

Самые ранние упоминания о церкви Михаила-Архангела на «Острове»  относятся к концу XIV века. В конце XVIII века здание было разобрано и все имущество передано Константиновскому храму, которому было дано название Михаила-Архангела. Храм построен в традициях народного деревянного зодчества. Особенно выделяется трехъярусная звонница, увенчанная шлемовидным куполом со шпилем.

Михайловская церковь обрела статус Михайловского кафедрального собора.В соборе находится почитаемый образ Софии Слуцкой с частичкой её мощей; иконы Божией Матери Почаевская и «Достойно есть», которым около 150 лет, старинная Остробрамская икона Божией Матери.
На территории храма в 1990 году была построена каменная часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери, в нише восточной стены размещена мозаичная икона Матери Божией Владимирская.

В 1991 году появилось двухэтажное здание духовно-просветительского и  административного центра.


В 1995 году возле реки в центре города по ул. М. Богдановича возведена деревянная часовня в честь святой Варвары великомученицы.


В 2000 году через дорогу установлен памятник покровительнице и защитнице города святой праведной Софии, княгине Слуцкой.

Учащиеся воскресной школы посетили еще одно благодатное место по маршруту паломничества. Это  источник в деревне Покрашево Слуцкого района.

История Покрашево исчисляется почти пятью столетиями. Сельчане очень гордятся своей маленькой родиной, поэтому своеобразную дату ее рождения увековечили в камне. Большой валун установили на пересечении минской трассы с дорогой на деревню. На нем — табличка с датой первого летописного упоминания Покрашево – 1535 год.

На окраине деревни в небольшой роще бьет источник, освященный в честь чудотворной иконы Божией Матери "Остробрамская". Остробрамская икона является одним из прекраснейших изображений Богоматери. Она представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.  Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Astria broma).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Икона привезена в Вильно из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами, и ей праздновали 14(27) апреля – день памяти мучеников литовских. В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим”.

Прочитав молитву ко Пресвятой Богородице, ребята набрали святой воды, а некоторые из них даже окунулись в купальне. Юные паломники приобрели новый духовный опыт, прикоснулись к благодати Божией.

Молитва ко Пресвятой Богородице

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.  Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

В статье использован материал сайта /nasledie-sluck.by/

Категория: Свято-Иоанно-Богословский приход г.п. Старобин | Добавил: Ирина (28.10.2015)
Просмотров: 1327 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]