На базе Института теологии Белорусского
государственного университета состоялось открытие XVI Международных
Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и
культуры. В этом году основным предметом обсуждения на форуме стала
тема «В ответственности за творение. Культура и образование перед лицом
экологических вызовов».
Организаторами чтений выступил ГУО
«Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского
государственного университета. Белорусский государственный университет
культуры и искусств Республиканское научно-исследовательское унитарное
предприятие «Бел НИЦ «Экология» Международное общественное объединение
"Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла".
Торжественное открытие чтений и первое
пленарное заседание состоялось в Институте теологии Белорусского
государственного университета. Поприветствовав собравшихся в зале
участников и организаторов пасхальным «Христос Воскресе!»,
Высокопреосвященный Митрополит Филарет обратился к высокому собранию со
словом:
Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Ректора Института теологии БГУ на открытие XVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений «В ответственности за Творение. Культура и образование перед лицом экологических вызовов» Институт теологии БГУ
Досточтимые участники Чтений! Высокое ученое сообщество! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую Вас в день открытия
очередных, вот уже XVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений. В
этом году они посвящены экологической проблематике и призваны
мобилизовать наше чувство ответственности за творение, за мир, который
Бог вручил нашему попечению.
Не так давно мы отметили печальную
годовщину: 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС — самой страшной
антропогенной катастрофы, повлекшей за собой тяжелые медицинские,
социальные, экологические и экономические последствия.
Боль наших воспоминаний о Чернобыле
обновилась в этом году другой страшной аварией — теперь уже в Японии —
которая вполне сопоставима с той, что произошла 25 лет назад.
Трагедии на Чернобыле и на Фукусиме
подвигли нас к осмыслению причин экологических проблем. Думаю, что
сегодня все понимают, что дело не только в технологиях и их
безопасности. Не бывает безопасного атома! И дело даже не в самом атоме
– дело в человеке, в его отношении к себе и к этому миру.
Поэтому очень важно говорить об
экологической проблематике в широком контексте культуры и образования.
Прислушиваясь к слову «экология», мы можем понять, что речь в нем идет
о Доме. Именно так переводиться слово ойкос, лежащее в его основе.
Итак, экологическое сознание, формируемое
культурой и образованием, является сознанием, которое относится к миру
как Дому, что обязывает к заботе, благоустройству, к тому, чтобы
хозяйственность не превращалась в потребительство.
Образец доброго хозяина мы, христиане
имеем во Христе. В богословии воплощение Сына Божия определяется
посредством термина «домостроительство», что снова отсылает нас к идее
Дома. Бог воплощается, чтобы обустроить Дом, то есть сотворенный Им
мир. Он добивается этого путем победы над грехом, который является
источником всякого безобразия и беспорядка.
Глядя на евангельский пример Доброго
Хозяина, мы полагаю, можем четко проговорить, что задача формирования
экологического сознания решается посредством воспитания бережного,
благодарного отношения к сотворенному Богом миру.
Несдержанный, обезумевший от жадности
человек опасен для себя и для всего мира. И по мере того, как этот
человек овладевает технологиями, носимая им потенциальная опасность
возрастает. Сегодня уже многие осознают ту связь, которая существует
между экологической обстановкой и обстановкой гуманитарной.
Антропогенные катастрофы в той или иной степени являются следствием
нравственной деформации общества. Жадность, как говорили святые отцы,
приводит к бедности – к потерям как духовным, так и материальным.
Как говорит апостол Иаков, «Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Однако неверно
понимать Чернобыльскую катастрофу (и, впрочем, катастрофу в Фукусиме
также) как кару или даже месть Творца.
Заповеди Бога подобны «инструкции», следуя
которой человек сохранял себя в безопасности и проводил свою жизнь
наиболее благоразумно. Когда же человек перестает решать поставленную
ему задачу – возделывать сад окружающей природы, и становиться простым
потребителем, он лишает себя Божией помощи и таким образом сам
наказывает себя.
Присутствие человека в этом мире
понимается христианскими богословами как богослужение. Отсюда
проистекают и грани христианского служения творению. Во-первых, человек
должен очищать собственное сердце. Речь идет об идеале созерцательной
безмятежности человека, направленной на самоусовершенствование. Вторая
грань — это творческая активность, обращенная к преобразованию, к
возделыванию окружающего мира.
Вне духовного императива развитие человека
приводит к отчуждению от собственной души, от людей вокруг него, от
природы. В этом случае прогресс становится хищничеством и насилием. И
сегодня это не воображаемая альтернатива, а трагическая реальность.
В свете данных проблем 15 марта 1992 года,
в день праздника Торжества Православия, предстоятели всех православных
поместных Церквей обратились к христианам с воззванием ежегодно
посвящать 1 сентября (14 сентября по принятому в нашей Церкви стилю)
молитве о сохранении творения Божия. Европейская Христианская
Экологическая Сеть несколько лет назад выдвинула предложение уделять
защите Творения особое литургическое время.
А в августе 2000 года юбилейный
Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил документ,
получивший название «Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви». В нем содержится призыв ко всем христианам о необходимости
сохранения творения. Позволю себе привести некоторые мысли из этого
документа. «Православная Церковь по достоинству оценивает труды,
направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к
активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту
творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут
более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения
человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и
христианский характер... C христианской точки зрения природа есть не
вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и
безответственного потребления, но дом, где человек является…
домоправителем». «Полное преодоление экологического кризиса в условиях
кризиса духовного немыслимо... Антропогенная основа экологических
проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со
своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно
начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима
Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда,
когда он будет носить рай в себе самом».
Белорусская Православная Церковь
поддерживала и поддерживает инициативы Европейской Христианской
Экологической Сети. В 2004 году в программу нашего сотрудничества с
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь, Комитетом по проблемам последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС со стороны Церкви было внесено обязательство по
проведению ежегодных совместных мероприятий, в том числе и в День
творения 14 сентября, в День Чернобыльской аварии 26 апреля и во
Всемирный день окружающей среды 5 июня.
Одним из центров экологических инициатив
Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви является
Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла, а
также Институт теологии Белорусского Государственного Университета.
Здесь осуществляется координация различных церковных инициатив в сфере
экологии. Надеюсь, что к этим инициативам будет присоединяться все
более и более широкий круг участников.
В Дни Святой Пасхи Церковь воспевает:
«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует
же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное».
Природа должна радоваться Воскресшему Христу так, как радуемся Ему мы.
Пусть в образе окружающего нас мира как
можно явственнее проступает образ победившего смерть Христа, а не
личина падшей искаженной человеческой натуры. И не только природа
должна уподобиться нам, но и мы – природе: все вокруг расцветает и
благоухает – поэтому и я желаю всем процветания в поучении заповедям
Божиим и благоухания добродетелью.
Благословение Господне да пребудет со
всеми участниками конференции и со всеми, кто посвятил свою жизнь
великому делу сохранения дарованного нам мира!
+Филарет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси
26-28 мая 2011 года, Минск
Источник: http://www.pravoslavie.by |