Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 12:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS     (translate.google.com)

Друзья сайта

Собор.by

Слуцкая епархия

Православные сайты

wwjd.ru: Христианская поисковая система. молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь  Союз православных граждан Казахстана

Поиск

Поиск

Поиск в православном интернете: 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Икона дня

Сегодня

Наш опрос

Сколько Вам лет?
Всего ответов: 458

Православное ТВ

Новое видео

00:03:56

Документальный фильм "С нами Бог"

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:40

Наследие колокольного звона Белоруссии

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:36

Мульткалендарь. 9 февраля

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:52

Мульткалендарь. 11 мая

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:15

Мульткалендарь. 5 июня

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:02:58

Митрополит Павел в Солигорске

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:04:03

"Holy Doctor" by Kseniya Simonova - "Святой Врач"- фильм Ксении Симоновой (2013)

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:25

Колокольный звон над Солигорском

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:15:35

30 июля. Святая великомученица Марина

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:11

Блаженная Валентина - народом нареченная святой

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

ФОМА

Вера. Люди. История

Главная » Статьи » Православные приходы » Новости Солигорского благочиния

XVII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры,открылись в Минске

На базе Института теологии Белорусского государственного университета состоялось открытие XVI Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры. В этом году основным предметом обсуждения на форуме стала тема «В ответственности за творение. Культура и образование перед лицом экологических вызовов». 

Организаторами чтений выступил ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета. Белорусский государственный университет культуры и искусств Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология» Международное общественное объединение "Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла".

Торжественное открытие чтений и первое пленарное заседание состоялось в Институте теологии Белорусского государственного университета. Поприветствовав собравшихся в зале участников и организаторов пасхальным «Христос Воскресе!», Высокопреосвященный Митрополит Филарет обратился к высокому собранию со словом:

Слово
Митрополита Минского и Слуцкого Филарета,
Патриаршего Экзарха всея Беларуси,
Ректора Института теологии БГУ
на открытие XVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений
«В ответственности за Творение.
Культура и образование перед лицом экологических вызовов»
Институт теологии БГУ

Досточтимые участники Чтений!
Высокое ученое сообщество!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую Вас в день открытия очередных, вот уже XVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений. В этом году они посвящены экологической проблематике и призваны мобилизовать наше чувство ответственности за творение, за мир, который Бог вручил нашему попечению.

Не так давно мы отметили печальную годовщину: 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС — самой страшной антропогенной катастрофы, повлекшей за собой тяжелые медицинские, социальные, экологические и экономические последствия.

Боль наших воспоминаний о Чернобыле обновилась в этом году другой страшной аварией — теперь уже в Японии — которая вполне сопоставима с той, что произошла 25 лет назад.

Трагедии на Чернобыле и на Фукусиме подвигли нас к осмыслению причин экологических проблем. Думаю, что сегодня все понимают, что дело не только в технологиях и их безопасности. Не бывает безопасного атома! И дело даже не в самом атоме – дело в человеке, в его отношении к себе и к этому миру.

Поэтому очень важно говорить об экологической проблематике в широком контексте культуры и образования. Прислушиваясь к слову «экология», мы можем понять, что речь в нем идет о Доме. Именно так переводиться слово ойкос, лежащее в его основе.

Итак, экологическое сознание, формируемое культурой и образованием, является сознанием, которое относится к миру как Дому, что обязывает к заботе, благоустройству, к тому, чтобы хозяйственность не превращалась в потребительство.

Образец доброго хозяина мы, христиане имеем во Христе. В богословии воплощение Сына Божия определяется посредством термина «домостроительство», что снова отсылает нас к идее Дома. Бог воплощается, чтобы обустроить Дом, то есть сотворенный Им мир. Он добивается этого путем победы над грехом, который является источником всякого безобразия и беспорядка.

Глядя на евангельский пример Доброго Хозяина, мы полагаю, можем четко проговорить, что задача формирования экологического сознания решается посредством воспитания бережного, благодарного отношения к сотворенному Богом миру.

Несдержанный, обезумевший от жадности человек опасен для себя и для всего мира. И по мере того, как этот человек овладевает технологиями, носимая им потенциальная опасность возрастает. Сегодня уже многие осознают ту связь, которая существует между экологической обстановкой и обстановкой гуманитарной. Антропогенные катастрофы в той или иной степени являются следствием нравственной деформации общества. Жадность, как говорили святые отцы, приводит к бедности – к потерям как духовным, так и материальным.

Как говорит апостол Иаков, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Однако неверно понимать Чернобыльскую катастрофу (и, впрочем, катастрофу в Фукусиме также) как кару или даже месть Творца.

Заповеди Бога подобны «инструкции», следуя которой человек сохранял себя в безопасности и проводил свою жизнь наиболее благоразумно. Когда же человек перестает решать поставленную ему задачу – возделывать сад окружающей природы, и становиться простым потребителем, он лишает себя Божией помощи и таким образом сам наказывает себя.

Присутствие человека в этом мире понимается христианскими богословами как богослужение. Отсюда проистекают и грани христианского служения творению. Во-первых, человек должен очищать собственное сердце. Речь идет об идеале созерцательной безмятежности человека, направленной на самоусовершенствование. Вторая грань — это творческая активность, обращенная к преобразованию, к возделыванию окружающего мира.

Вне духовного императива развитие человека приводит к отчуждению от собственной души, от людей вокруг него, от природы. В этом случае прогресс становится хищничеством и насилием. И сегодня это не воображаемая альтернатива, а трагическая реальность.

В свете данных проблем 15 марта 1992 года, в день праздника Торжества Православия, предстоятели всех православных поместных Церквей обратились к христианам с воззванием ежегодно посвящать 1 сентября (14 сентября по принятому в нашей Церкви стилю) молитве о сохранении творения Божия. Европейская Христианская Экологическая Сеть несколько лет назад выдвинула предложение уделять защите Творения особое литургическое время.

А в августе 2000 года юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил документ, получивший название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем содержится призыв ко всем христианам о необходимости сохранения творения. Позволю себе привести некоторые мысли из этого документа. «Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер... C христианской точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является… домоправителем». «Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо... Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом».

Белорусская Православная Церковь поддерживала и поддерживает инициативы Европейской Христианской Экологической Сети. В 2004 году в программу нашего сотрудничества с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС со стороны Церкви было внесено обязательство по проведению ежегодных совместных мероприятий, в том числе и в День творения 14 сентября, в День Чернобыльской аварии 26 апреля и во Всемирный день окружающей среды 5 июня.

Одним из центров экологических инициатив Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви является Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла, а также Институт теологии Белорусского Государственного Университета. Здесь осуществляется координация различных церковных инициатив в сфере экологии. Надеюсь, что к этим инициативам будет присоединяться все более и более широкий круг участников.

В Дни Святой Пасхи Церковь воспевает: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное». Природа должна радоваться Воскресшему Христу так, как радуемся Ему мы.

Пусть в образе окружающего нас мира как можно явственнее проступает образ победившего смерть Христа, а не личина падшей искаженной человеческой натуры. И не только природа должна уподобиться нам, но и мы – природе: все вокруг расцветает и благоухает – поэтому и я желаю всем процветания в поучении заповедям Божиим и благоухания добродетелью.

Благословение Господне да пребудет со всеми участниками конференции и со всеми, кто посвятил свою жизнь великому делу сохранения дарованного нам мира!

+Филарет
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

26-28 мая 2011 года,
Минск



Источник: http://www.pravoslavie.by
Категория: Новости Солигорского благочиния | Добавил: Елена (27.05.2011)
Просмотров: 929 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]