Старчицкая
Икона Божией Матери именуется Старчицкой по месту своего пребывания в
Старчицком монастыре, который в настоящее время не существует и был
расположен в местечке Старчицы Минской губернии, Слуцкого уезда. В
настоящее время деревня Октябрь, Солигорского района.
Время ее явления относится к половине XVII века. Обретена она была в
1650 г. в урочище Старожище (Старчицы, с 1937 г - Октябрь), на Вышковой
горе, среди дремучего леса забредшим сюда крестьянином Львом Шапока.
О своей находке этот крестьянин сообщил своим односельчанам; которые,
усматривая в этом явлении иконы Богоматери знак небесной милости,
решили расчистить то место в лесу, где была обретена икона Богоматери, и
устроить здесь храм. Хотя этот лес, как и все имение Старчицкое,
принадлежал князьям Радзивиллам, но крестьяне не испрашивали у них
разрешения и начали расчищать место для построения храма. Эконом имения
Яков Пакоша, по вероисповеданию кальвинист, воспротивился этому и решил
разогнать строителей. Однако Провидение наказало его; не доезжая до
места явления иконы, он был раздавлен своей лошадью, споткнувшейся в
этом месте и увлекшей его за собой при падении. В память этого чудесного
наказания эконома, посягавшего на построение храма Божия, место сие и
до сих пор называется красным или местом крови. Здесь впоследствии был
поставлен крест, который в настоящее время стоит внутри часовни. Новый
эконом Старчицкого имения, вразумленный чудесным наказанием своего
предшественника, не препятствовал уже приведению в исполнение
благочестивого желания крестьян; он даже сам отвел им место и
пожертвовал материал для постройки церкви. Заботами архимандрита
Слуцкого монастыря Феофана Креховецкого, взявшего на себя обязанность
заведовать строительными работами, церковь на месте явления иконы в
скором времени была выстроена и освящена во имя Рождества Пресвятой
Богородицы. Кроме этого храма, Феофан выстроил здесь еще Петропавловскую
церковь, устроил кельи и положил, таким образом, основание
Петропавловскому монастырю, который был приписан к Слуцкому
Свято-Троицкому монастырю. В нем были два святых храма: в честь Петра и
Павла и Успенья Пресвятой Богордицы. В монастыре хранилась чудотворная
Старчицкая икона Божьей Матери. Вторую, подобную икону святому храму
подарил купец из Смоленска князь Григорий Осолинский 2 февраля 1689
года. Изображение Богоматери на ней написано на деревянной доске около
четверти аршина, имеющей круглую форму. Образ украшен металлической
позолоченной ризой и вставлен в красивую, резную раму. Обе иконы были в
дорогих, богатых окладах. В прежнее время чудотворная Старчицкая икона
помещалась в иконостасе с южной стороны царских врат, а затем ее
поставили в особый богатый киот, приобретенный на пожертвования о.
Иоанна Кронштадтского и московского купца Смирнова, и поместили на
солее. Икона украшена серебряной ризой.
На территории монастыря
хоронили усопших священников со всей округи. И деревня, расположившаяся
в километре от святого храма, получила название Поповцы (существует и
в наше время). Описанные события относятся к концу XVII столетия. 14
июля 1678 года в Старчицы приехал для поклонения чудотворному
новоявленному образу Богоматери митрополит Ростовский Димитрий. Во время
его служения в церкви исцелились две больные, страдавшие глазными
болезнями, получил исцеление один бесноватый, одна глухая женщина и
другая, страдавшая внутренней болезнью. В том же году, в сентябре
месяце, в Старчицы опять приехал св. Димитрий Ростовский. Он сам
свидетельствует, что в течение 20 недель у святой Старчицкой иконы
совершилось очень много (до 70) исцелений и чудес. Дочь священника
Минской епархии Василия Яхневича именем Александра, долгое время
страдала слепотой. Мать Александры особенно болела душой за свою
несчастную дочь и не раз молила Богоматерь избавить ее от этой тяжкой
болезни. И вот однажды в сонном видении она услышала голос, который
повелевал ей везти Александру в Старчицы на поклонение чудотворной иконе
Богоматери и там помазать глаза больной елеем из лампады, висящей перед
иконой. Следуя этому чудесному указанию, мать Александры отправилась с
ней в Старчицы и исполнила все, что было повелено ей. Больная начала
прозревать и в скором времени совершенно выздоровела. В последующее
время в Старчицком монастыре также часто совершались чудесные
исцеления. Празднование чудотворной Старчицкой иконе Богоматери
совершается 12 июля.
Остальные записи и заметки св. Димитрия
Ростовского, не сохранились до нашего времени: их истребил пожар, бывший
в Старчицком монастыре в 1738 году. Упоминающиеся события описаны и
сохранились в бумагах Слуцкого монастыря. Церковь чудом сохранилась от
истребления пожаром, уничтожившим в 1738 году все соседние с ней кельи и
просуществовала более или менее благополучно до переворота 1917 года. В
канун 1917 года в Поповцах проживало более 500 человек (сегодня
население Поповцев —полсотни душ, в основном женщин-пенсионерок).

Последним настоятелем св. Петра-Павловской церкви с.Старчицы (ныне д.
Октябрь) был Пинкевича Владимир, 1889 г.р. В 1938 г. В.Пинкевич был
репрессирован и сослан в г. Таганрог. После 10 лет концлагеря он остался
жив и, по-видимому, служил в одной из церквей города. Последняя
информация о Петропавловской церкви связана с Иваном Леванцевичем,
который служил в церкви до 1939 года, а также его жене Анне, которая
была там певчей и дружила с детьми священника. И когда в 1939 году
наиболее рьяные атеисты начали раскатывать церковь по бревнышку, Анна
Игнатьевна забрала с собой две скромные бумажные иконы Господа
Саваофа. Святой храм разграбили, следы икон затерялись, в том числе и
Старчицкой Иконы Божией Матери... Вполне вероятно, что Старчицкая
чудотворная икона хранится в частных руках. Попытки найти икону пока не
увенчались успехом.
В 1939 году место, где стоял Старчицкий мужской Петропавловский
монастырь с 1650 года, сравняли с землей. Иван Андреевич и Анна
Игнатьевна на святом для них месте поставили крест и постоянно приходили
к нему молиться. Трое наиболее оголтелых разрушителей церквивырывали
крест, ломали его. Леванцевичи предупреждали их о неизбежной божьей каре
за такие деяния и ставили крест опять. Так повторялось не единожды. В
итоге один из крушителей крестов сошел с ума, двое повесились, да и в
семьях их не было покоя, счастья.

Леванцевичи дожили до глубокой старости. Анна Игнатьевна бережно
хранила иконы, хотя в годы разгула атеизма немало перетерпела за веру и
верность. Умирая, передала иконы дочери Антонине.
После
некоторых поисков изображение пропавшай иконы было найдено нами в
издании "Русские Иконы" Коллекция русских икон арт-галереи Дежа вю.
Издательство Эст-М 2003г. Можно предположить, что икона цела и
невредима. В этом же издании о иконе сообщается, что она была выкуплена
из-за рубежа и возвращена в Россию (2002 г).
Вот реальное изображение иконы:

"Электронный Солигорск" составлено по материалам: - Евгений Поселянин, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.) -
Владимир БЫЧЕНЯ "Святая память поповцев обновляет икону и
облагораживает души", Народная Газета от 1 декабря 2007г., суббота, №
235 (4650) - "Чудотворные Иконы Божией Матери" Pravoslavie.by - "Русские Иконы" Коллекция русских икон арт-галереи Дежа вю. Издательство Эст-М 2003г. Электронный Солигорск
|