[09.11.2020] | [Благо блогосферы] |
История историка (0) |
[08.09.2020] | [Благо блогосферы] |
6 сентября - день памяти преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского (0) |
[23.04.2020] | [Литературное чтение] |
Смеющимся ныне — Наталья Шевченко (0) |
[07.04.2020] | [Литературное чтение] |
В день Святого Благовещения (0) |
[02.04.2020] | [Благо блогосферы] |
Болезни — это самая тяжкая скорбь человечества (0) |
[19.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Сценарий "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя словенские" (0) |
[14.03.2020] | [Благо блогосферы] |
Каждый будет судить себя сам. Рассказ человека, пережившего клиническую смерть (0) |
[16.12.2019] | [Благо блогосферы] |
Подвиг белорусских новомучеников (0) |
[12.03.2019] | [Литературное чтение] |
А.С. Пушкин. Молитва (0) |
[14.02.2019] | [Литературное чтение] |
Поэма «Святой мученик Трифон» (часть 3) (0) |
Главная » Статьи » Православные приходы » Спасо-Преображенский приход с. Краснодворцы |
В деревне Прусы Слуцкого уезда Минской губернии (ныне Солигорский район) до начала 1930-х годов стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сегодня на том месте – прямо посреди поля – лишь крест, обнесенный оградкой, заботливо убранный местными жителями. На местном «шляхетском» кладбище покоятся священники храма. Их могилы заросли колючим шиповником, надгробия ушли глубоко в землю, а надписи на них прочитать невозможно. Кое-где о могилах можно догадаться только по стройной череде кочек. Порой заботливая рука выходца из деревни Прусы вырубит разросшийся молодняк, поднимет из земли могильную плиту, очистит ото мха. А что мы знаем о том, какими выдались последние годы храма, прихожан, священников деревни Прусы? Репрессивная политика в советский период истории Беларуси коснулась всех слоев общества: крестьян, военных, интеллигенции, рабочих. Огромные потери в период репрессий понесла Православная Церковь Беларуси, как наиболее многочисленная конфессия. Объяснялось это тем, что без уничтожения Церкви невозможно было одержать идеологическую победу над белорусским народом. В восточной части Беларуси, входившей с 1922 года в состав Советского Союза, в ходе гонений со стороны советских властей церковно-приходская жизнь была полностью разрушена. К 1939 году здесь были закрыты все храмы и монастыри, с 1936 года отсутствовало архипастырское окормление, практически все духовенство подверглось репрессиям. Многие из священнослужителей приняли мученическую кончину. В Западной Белоруссии, входившей до сентября 1939 года в состав польского государства, несмотря на проводившиеся и там гонения, во многих храмах продолжали совершаться богослужения. Самые массовые репрессии в отношении верующих в Беларуси, как и вообще в СССР, начались с 1929 года и совпали с коллективизацией. Незадолго до нее все храмы Минской епархии были тщательно осмотрены и из них изъяты церковно-приходские архивы, нахождение которых до сих пор неизвестно. Сотни священников и многие тысячи мирян были высланы за пределы БССР, заключены в концлагеря, расстреляны. Власти старались использовать любую зацепку, чтобы избавиться от неугодных священников. Основной формулировкой обвинения было «антисоветская агитация» и «участие в контрреволюционной организации». Драматичной была судьба и последних священников и церковнослужителей церкви Рождества Пресвятой Богородицы в д. Прусы: протоиерея Иоанна (Кульчицкого), псаломщика Сергия Давыдовича (с 1916 года настоятель Михайловской церкви д. Паперня Слуцкого уезда), старосты Иоанна Кернажицкого. Кульчицкий Иоанн Николаевич родился в 1867 г., д. Камень Борисовского уезда Минской области. Окончил Минскую духовную семинарию, рукоположен в иерея (1892). Служил в Параскево-Пятницкой церкви деревни Качановичи Пинского уезда Минской губернии, теперь Пинский район Брестской области. В 1920-е г. настоятель Рождества-Богородичного храма деревни Прусы Слуцкого уезда Минской губернии, теперь Солигорский район Минской области. Воспитывал двоих детей. Арестован 1 февраля1930 г. с активными прихожанами за «антисоветскую деятельность», а фактически за то, что состоял в переписке с о. Павлом Зенчиком, служившим в церкви села Великий Рожан. Осужден особым отделом при ОГПУ. 30.03.1930 г. к 3 годам ссылки. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 26.12.1989 г. прокуратурой Минской области. Групповое дело хранится в архиве КГБ Беларуси. Давыдович Сергий Степанович родился в 1876 году в г. Копыль Слуцкого уезда Минской губернии. Окончил духовную семинарию. Служил псаломщиком в Рождества-Богородичном храме д. Прусы Слуцкого уезда Минской губернии, теперь Солигорский район Минской области. С 1916 г. настоятель Михайловской церкви д. Поперня Слуцкого уезда Минский район. Арестован 11.02.1931г. Осужден 26.02.1931 г. особым отделом при ОГПУ за «антисоветскую агитацию» к 3 годам лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 05.12.1989 г. прокуратурой Минской области. Личное дело хранится в архиве КГБ Белоруссии. Кернажицкий Иоанн Гаврилович – староста церкви Рождества Пресвятой Богородицы в д. Прусы Слуцкого уезда Минской губернии (теперь Солигорский район). Арестован 28.12.1929 г. по ложному обвинению в шпионаже. Выслан на север. В 1931 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна. Сегодня вплотную к кладбищу подступает свежевырытый котлован мусорной свалки. Он разинул свою пасть, будто хочет проглотить скорбные камни могил. И от каждого из нас зависит, засияют ли на месте старой разрушенной церкви новые купола, или бурьян и мусорная свалка вытеснят из народной души свет православия. Благодарю за помощь в подготовке материала Виктора и Марию Шуневичей. Крест на месте разрушенной церкви Вид на кладбище Под кочками угадываются могилы священников Надгробный камень Надпись на камне прочитать невозможно Надгробие скрыто ветвями шиповника Одно из поднятых из земли надгробий Рекультивация закончена. Свалка мусора запрещена Поваленный памятник на краю кладбища Котлован вблизи кладбища | |
Просмотров: 4276 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |